Минпромторг сообщил, что будет передавать информацию о торговле немаркированной обувью в МВД и Роспотребнадзор. В правоохранительные и контрольные органы будет направлен перечень компаний, которые торгуют обувью без цифровой маркировки. Мы расскажем, чем может грозить нарушение закона.
Даты введения цифровой маркировки обувных товаров
Производство немаркированной обуви запрещено с 01.07.2020. С этой же даты была запрещена продажа товаров без маркировки. До 1 августа импортеры были обязаны поставить на учет остатки немаркированных товаров. Поставить на учет остатки обуви, выпущенной в России, можно было до 1 сентября. После 1.09.2020 хранение немаркированных остатков является незаконным.
Постановлением Правительства от 3.04.2020 установило временный мораторий на проверки в розничных магазинах. Введенный мораторий будет действовать до 1.01.2021 года. Пока действует мораторий, надзорные и контролирующие органы не проверяют магазины. Но когда срок действия моратория истечет, Минпромторг будет передавать результаты проверок в Роспотребнадзор и МВД России.
Какие штрих-коды используются для маркировки
Для маркирования обуви используется штрих-код формата Data Matrix. Это двумерный штрих-код, в котором информация зашифрована по вертикали и горизонтали. Для распознавания кодировки нужны 2D сканеры или терминалы с 2D считывателем.
Почему именно Data Matrix выбран для цифрового контроля:
- Возможно создавать огромное количество уникальных кодов.
- С помощью Дата Матрикс можно зашифровать до 2 Кб данных.
- Внутри кода есть блоки, которые позволяют восстановить утраченную информацию.
- Минимальный размер штрихкода: 5*5 мм.
Этикетки со штрих-кодами можно наклеивать на саму обувь или на коробку. В каждом штрих-коде содержится информация о производителе товара, о дате выпуска, о характеристиках модели. За генерацию марок отвечает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Получить шаблоны этикеток можно в личном кабинете на сайте «Честный ЗНАК».
Послабления для участников рынка в 2020 году
К 2024 году цифровая маркировка охватит все категории товаров. Введение системы происходит постепенно. Государство дает бизнесменам время на адаптацию к новым условиям торговли. В число послаблений входит мораторий на проверки обувных магазинов до конца 2020 года.
Но введение моратория не означает, что до 1 января можно продавать обувь без маркировки. Он касается передачи информации в учетную систему. После 01.09.2020 обувь, которая продается в России, должна иметь штрихкод Data Matrix. Но магазины не обязаны передавать информацию в ГИС МТ.
Отсутствие марки на обуви является нарушением правил торговли. Такова официальная позиция Минпромторга. Наличие магазинов, которые до сих пор продают обувь без маркировки, беспокоит участников Ассоциации компаний розничной торговли. От имени АКОРТ в Минпромторг направлен список из 270 компаний, которые возможно нарушают закон.
Санкции за продажу немаркированных товаров
Официальный представитель Минпромторга сообщил, что список возможных нарушителей будет передан в следующие ведомства:
- МВД.
- ФНС.
- ФТС.
- Роспотребнадзор.
Несмотря на мораторий, в ближайшее время могут быть проведены адресная проверки компаний из списка. Также информация о возможных нарушителях будет передана в региональные рабочие группы. Минпромторг считает, что честным бизнесменам можно давать возможность исправлять ошибки. Но с грубыми нарушениями необходимо бороться жесткими методами.
Штраф за продажу немаркированной обуви для ИП: 5.000-10.000 руб. Для юрлиц: 50.000-300.000 руб. Весь объем немаркированной продукции, найденной в ходе проверки, будет конфискован. Если стоимость немаркированного товара превышает 1.500.000 руб, то владельца ждет уголовная ответственность.
Другие новости цифровой маркировки в 2020 году
Минпромторг сообщил статистику по маркированию товаров:
- В системе зарегистрировалось 105.000 представителей табачной отрасли.
- Сгенерировано 16 миллиардов штрихкодов для табака.
- Зарегистрировалось 75.500 представителей фармацевтической отрасли.
- Сгенерировано 3,3 млрд. штрихкодов для лекарств.
- Зарегистрировалось 64.600 компаний, работающих с обувными товарами.
- Сгенерировано 2 млрд. штрихкодов для обувных товаров.
С 01.10.2020 года началась маркировка парфюмерии и фототехники. За первую неделю введено в оборот 9 миллионов кодов для 6.500 компаний. Для фототехники было сгенерировано 63.000 штрихкодов, зарегистрировано 765 компаний.
С 01.11.2020 вводится цифровая маркировка шин и покрышек. В системе зарегистрировались уже 5.000 компаний, выпущено 9 миллионов кодов. В системе зарегистрировались все отечественные производители. Более 80% компаний уже активно работают в системе.