Минпромторг предложил изменить сроки введения маркировки для молочной продукции. Новый законопроект предусматривает отсрочку для сельскохозяйственных кооперативов. Проект нового постановления пока находится на этапе согласования. Мы расскажем, что изменится, если проект будет согласован, какие изменения вступят в силу.
Содержание проекта постановления
На данный момент отсрочка по введению маркировки распространяется только на фермерские и крестьянские хозяйства. Представители этого бизнеса станут обязаны маркировать продукцию с 1 декабря 2022 г. С этой даты начнется передача данных в систему мониторинга «Честный ЗНАК».
Новый законопроект предлагает дать аналогичную отсрочку сельскохозяйственным кооперативам. Сейчас для представителей этой группы действуют общие сроки начала маркировки. Минпромторг сообщает, что система «Честный ЗНАК» в первую очередь была рассчитана на крупный и средний бизнес. Представителям малого бизнеса можно дать длительную отсрочку по внедрению учета.
Если законопроект будет утвержден, кооперативы получат право не маркировать продукцию до 1 декабря 2022 г. С кооперативов и фермерских хозяйств будет снята обязанность самостоятельно реализовывать продукцию. Пока фермерские хозяйства должны реализовывать продукты своими силами, чтобы получить отсрочку до следующего года.
Установленные сроки маркировки
Сроки введения маркировки молочной продукции были определены после завершения пилотного проекта. Для плавной адаптации рынка нововведения были разделены на несколько этапов.
Актуальные даты введения маркировки в 2021 году:
- Сыры и мороженое, включая фруктовый лед: с 1 июня.
- Молочные продукты со временем хранения свыше 40 суток: с 1 сентября.
- Молочные продукты со временем хранения менее 40 суток: с 1 декабря.
Производители могут добровольно маркировать продукцию с 20 января 2020 г. Система учета полностью охватит рынок в 2023 году. По предварительным оценкам, около 70% участников рынка уже готовы маркировать продукцию.
С 1 декабря розничные магазины будут обязаны фиксировать выбытие товара на онлайн-кассе. С 1 сентября 2022 года вводится объемно-артикулярный учет для оптовых и розничных продавцов. В поэтапном плане не предусмотрено время для домаркировки остатков.
Сроки маркировки для некоторых категорий товаров пока не определены. В ближайшем будущем не придется маркировать детское, диетическое, лечебное питание, товары с массой нетто до 30 г. Маркировать не нужно продукты, упакованные непромышленным способом в магазинах.
Поэтапная схема введения будет действовать и для обязательной маркировки воды. Сначала она будет введена только для минеральной воды, а затем для остальных категорий продуктов.
Штрих-коды для идентификации товара
Для учета молочной продукции, как и многих других категорий товаров, используются штрих-коды DataMatrix. Для учета необходимо наносить индивидуальные штрих-коды на каждую единицу продукции. Оптовые упаковки также маркируются штрих-кодами.
Какая информация зашифрована в штрих-коде:
- Товарный код из 14 цифр.
- Серийный номер упаковки: 13 символов.
- При сроке годности более 3 дней: дата окончания срока (6 цифр).
- При сроке хранения менее 3 дней: дата и время окончания срока (10 цифр).
- Код проверки из 14 символов.
На каждом этапе движения продукции нужно сканировать штрих-коды и передавать информацию в систему «Честный ЗНАК». Поставщик и покупатель должны будут обмениваться электронными документами. Соблюдение правил дает возможность потребителям отследить товаропроводящую цепь.
Потребители могут получить информацию о товарах, используя мобильное приложение «Честный ЗНАК». Информация будет доступна после сканирования штрих-кода смартфоном. В приложении можно будет проверить происхождение товара и срок годности.
Технология маркировки продукции
Штрих-код Data Matrix можно наносить на саму упаковку или наклеивать на этикетке. Для прямого нанесения требуется подготовить производственную линию. Такой способ возможно реализовать на использованном форм-факторе.
Чтобы штрих-коды получались хорошо читаемыми, упаковка должна вращаться под печатающей головкой с равномерной скоростью. Эта методика позволяет печатать штрих-коды класса качества С и выше.
Для печати штрих-кодов на наклейках понадобятся принтеры этикеток:
- Термопринтеры: для товаров со сроком годности от 3 до 40 суток.
- Термотрансферные принтеры: для продуктов со сроком годности свыше 40 суток.
Компания MERTECH предлагает принтеры этикеток, созданные специально для маркировки. Они печатают четкие и хорошо читаемые коды DataMatrix. Принтеры с высокой скоростью нанесения позволяют быстро маркировать продукты. ПО MERTECH Маркировка ускоряет и упрощает работу со штрих-кодами «Честный ЗНАК».
Ручные сканеры штрих-кода подходят для торговых точек с небольшим клиентским потоком. Ручной прибор можно использовать в беспроводном и стационарном режиме. Для активации стационарного режима требуется разместить прибор на подставке.
Выводы
Минпромторг предложил отсрочить переход на обязательную маркировку сельскохозяйственным кооперативам. Если законопроект пройдет согласование, предприниматели из этой группы начнут маркировать продукцию только в следующем году.
Некоторые участники пилотного проекта уже готовы к нововведениям. Мы советуем бизнесменам не откладывать подготовку к работе с информационной системой мониторинга. Те производители, которые раньше начнут подготовку, могут без спешки настроить технику, переобучить сотрудников.