Сроки обязательной маркировки табака были перенесены. Ранее планировалось, что магазинам можно будет продавать немаркированные остатки до 1 июля 2020 г. Сейчас эта дата передвинута на 1 декабря 2020 г. До начала декабря вы можете изучить новые правила работы магазина и не спеша перейти на новую систему.
Как зарегистрировать магазин в системе «Честный Знак»
Маркировку табачных изделий контролирует ЦРПТ. Регистрация для предпринимателей на сайте «Честный Знак» открыта с 1 марта 2019 года. Если вы еще не создали учетную запись на сайте, то сделайте это. За регистрацию в системе платить не нужно.
Чтобы создать новую учетную запись, понадобится усиленная электронная подпись. Она должна быть оформлена на имя руководителя компании. Если у вас есть электронная подпись, которую вы используете, например, для сдачи налоговой отчетности, можете использовать ее. Оформлять вторую ЭЦП необязательно.
При регистрации необходимо указать реквизиты вашей компании и данные о товаре, которым вы будете торговать. После регистрации компании будет присвоен уникальный ID номер. В личном кабинете есть полный набор инструментов для работы с маркированными товарами.
Правила постановки на учет немаркированных остатков
С 1 июля 2019 г. производители и импортеры табака обязаны наносить маркировку на продукцию. Для маркировки сигаретных пачек используется штрих-код Data Matrix. Размер штрих-кода: 0,5 на 0,5 см. Расшифровку можно провести двумерным сканером или терминалом сбора данных.
Магазины заказывают штрих-коды в 2-х случаях:
- На складе остались немаркированные изделия (изготовленные или ввезенные до 1 июля 2019 года).
- Пришел возврат с утраченными или поврежденными штрих-кодами.
Оставить заявку на выдачу штрих-кодов можно в личном кабинете на сайте «Честный Знак». Цена генерации одной этикетки: 50 копеек без учета НДС. Готовые шаблоны можно сохранить на ПК и распечатать на принтере этикеток.
Наклеив липкие этикетки, активируйте использованные коды на сайте. Неиспользованные коды «сгорают» через 60 дней после получения. Активные коды выводятся из оборота после продажи или списания товара. Списание проводится через сайт ЦРПТ.
Как принимать оптовые партии табачных изделий
Стороны сделки обмениваются электронными накладными (УПД) при купле-продаже товара. В системе сохраняется цепочка движения товара до покупателя. При приемке партии желательно отсканировать штрих-коды с упаковок.
Для сканирования штрих-кодов можно использовать:
- Терминал сбора данных. Прибор считывает штрих-коды и выполняет складские операции. ТСД позволяет проводить инвентаризацию, перемещать товар, укомплектовывать заказы.
- Двумерный сканер. Он расшифровывает штрих-коды и передает данные в товароучетную систему. Но с помощью сканера нельзя управлять складскими операциями.
При приемке допускается считывать штрих-коды с оптовых упаковок, а не с каждой пачки. Код на упаковке содержит информацию обо всех пачках, которые входят в комплект. Но чтобы избежать пересортицы, желательно отсканировать поштучно несколько оптовых упаковок или блоков. Так можно проверить точность комплектации).
Оформление перемещений, возврата, инвентаризации
Возврат партии поставщику оформляется на сайте «Честный Знак». Возвратный документ можно создать на основе УПД на поставку товара. Возврат можно провести двумя способами:
- Автоматически. Система учтет все отгруженные пачки сигарет в возвратном документе. Это самый быстрый способ провести возврат.
- Ручной. Для составления УПД понадобится вручную отсканировать каждую пачку. Способ занимает много времени. Зато со стороны поставщика гарантированно не будет претензий. Ручной способ применяется и при частичном возврате партии.
При перемещении табачных изделий внутри компании сканировать штрих-коды не обязательно. В системе не учитываются данные о складе или магазине, где находится каждая конкретная пачка. Для перемещения товаров достаточно оформить внутренние накладные.
Инвентаризация также является внутренним делом магазина. Не нужно составлять отчеты о том, что непроданный товар все еще остается на балансе.
Порядок розничной продажи табачных изделий
При розничной продаже табака следует отсканировать штрих-коды с каждой упаковки. В кассовой зоне понадобится установить 2D сканеры стационарного или ручного типа. Но не все 2D-сканеры хорошо читают маленькие коды DataMatrix с сигаретных пачек. Проверить, подходят ли сканеры для работы с маркировкой табака, можно на сайте «Честный Знак».
Правила розничной продажи табака:
- Табачные изделия обязательно вносятся в чек, исключений не предусмотрено.
- Если нет возможности выдавать чеки, продажу табака нужно остановить.
- На пачках есть линейный код EAN, на кассе его тоже нужно сканировать.
- Работать с маркировкой не могут компании на ЕНВД и ПСН.
- Отчеты о розничных продажах автоматически передаются в систему.
- Работа с маркировкой не влияет на бухгалтерский учет.
На кассе можно отсканировать только штрих-коды с блоков, если клиент покупает сигареты по 10 штук. Но если блок вскрыт, необходимо считывать штрих-коды с каждой пачки.
Организация электронной отчетности
«1С: Предприятие», «Контур» и другие учетные программы интегрируются с «Честным Знаком». Работать с электронными накладными можно не только в личном кабинете на сайте, но и через интерфейс выбранной программы.
Для работы с маркировкой подходят онлайн-кассы, которые поддерживают формат фискальных данных (ФФД) 1.05. Компания может заключить контракт с одним оператором фискальных данных (ОФД), чтобы вести налоговую отчетность, продавать алкоголь и табак. Но продажа алкогольной и табачной продукции — это разные услуги ОФД.
Компании, которые продают табачные изделия только оптом, также обязаны зарегистрироваться в системе до 1 декабря 2020 г. Оптовикам понадобится перейти на электронный документооборот и купить ТСД или сканеры для работы с маркировкой.