С 1 декабря 2023 года начинают действовать правила по работе с маркировкой для компаний из сегмента HoReCa и государственных организаций. Как и остальные участники рынка, они должны будут передавать отчеты по работе с маркированной продукцией. Для этого понадобится внедрить электронный документооборот и зарегистрироваться на сайте «Честный ЗНАК». Мы расскажем, как работает маркировка для общепита и госучреждений, как подготовиться к нововведениям в 2023 году.
На кого распространяются новые правила
В сегмент HoReCa входят все компании и ИП, которые занимаются гостиничным или ресторанным бизнесом. Понятие объединяет ООО, АО и предприятия других форм собственности. Какие виды деятельности относятся к HoReCa:
- гостиницы;
- отели;
- хостелы;
- рестораны;
- кафе;
- кофейни;
- кондитерские;
- бары;
- кальянные;
- сервисы по доставке готовой еды;
- кейтеринг (организация выездных банкетов).
Новые правила работы с маркировкой распространяются на государственные учреждения. К ним относятся школы, детские сады, высшие и средние специальные учебные заведения, санатории, суды, инспекции. Передавать отчеты в «Честный ЗНАК» потребуется госучреждениям, которые покупают товары с маркировкой для собственных нужд.
Маркированная продукция для HoReCa
Для работы госучреждений и сегмента HoReCa необходимы продукты питания. На данный момент правила «Честного ЗНАКа» распространяются на следующие категории:
- бутилированную воду;
- безалкогольные напитки;
- молоко и другие виды молочной продукции;
- пиво и другие слабоалкогольные напитки.
Заведения общепита, гостиницы, государственные ведомства организуют закупки маркированной продукции у поставщиков. Маркировать товары и вводить коды в оборот обязаны производители и импортеры.
С 1 декабря 2023 года HoReCa и госорганизаций должны будут самостоятельно выводить товары из оборота. До этой даты списание продукции в «Честном ЗНАКе» обязан выполнять предыдущий владелец партии.
Если организация продает молочку или бутилированную воду в заводской упаковке, для списания нужно сканировать коды маркировки на кассе. Когда у предприятия заключено соглашение с ОФД, проданные экземпляры автоматически списываются с баланса. Если продукция использована для собственных нужд, например, для молочной кухни, нужно выводить коды из оборота вручную. Это можно сделать на сайте «Честного ЗНАКа».
Как подготовить организацию к маркировке
Представители HoReCa не обязаны маркировать молочную продукцию и воду в бутылках. Главная задача участников рынка — вовремя передавать достоверные отчеты о движении продукции.
Как подключиться к системе обязательной маркировки:
- Получить усиленную квалифицированную электронную подпись. При помощи УКЭП можно подписывать электронные документы
- Выбрать оператора электронного документооборота и заключить договор на обслуживание. Оператор ЭДО будет передавать отчеты о выходе штрихкодов из оборота
- Создать аккаунт на сайте «Честного ЗНАКа». Если компания уже работает с другой группой товаров, следует дополнить имеющийся профиль.
- Установить 2D-сканеры в кассовой зоне. Заказать терминалы сбора данных для складского учета.
Получить УКЭП можно в аккредитованном удостоверяющем центре. Она должна быть оформлена на имя владельца бизнеса по ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Также понадобится установить и настроит пакет программ для работы с УКЭП.
Если организация уже подключена к ЭДО, можно продолжить пользоваться услугами выбранного оператора. Участникам рынка, включая представителей HoReCa, доступна бесплатная система «ЭДО Лайт». Чтобы подключиться к ней, сначала нужно зарегистрироваться в «Честном ЗНАКе».
Приемка маркированной продукции
С 1 декабря 2023 года госорганизации и HoReCa будут работать с маркировкой напрямую. Чтобы правильно оформлять закупки, нужно будет подписывать универсальный передаточный документ (УПД). Это электронный аналог товарной накладной. Покупка молочной продукции и упакованной воды по бумажным накладным не допускается.
Как оформлять закупки в «Честном ЗНАКе»:
- Поставщик создает УПД, где перечислены коды маркировки с упаковок из партии.
- Поставщик организует доставку оптовой партии. Используя электронный документооборот, он отправляет УПД покупателю.
- Заказчик должен сверить коды в УПД с этикетками. Если данные совпадают, он заверяет УПД электронной подписью. Продукция считается принятой на баланс организации.
- Оператор ЭДО передает отчет о смене собственника продукции.
Мы не советуем подписывать УПД без проверки маркировки на этикетках. Если в документе будут ошибки, позже компания может получить штраф за передачу неверной информации в систему. Но правило пока не действует для скоропортящихся продуктов. Если срок хранения меньше 40 дней, проверка штрихкодов не является обязательной. В этом случае достаточно посчитать количество упаковок и сверить наименования.
Списание через кассу
Представители HoReCa, которые продают маркированную продукцию на кассе, должны подписать соглашение с ОФД. При наличии договора ОФД будет передавать отчеты о продажах в «Честный ЗНАК» и ФНС. После этого проданные упаковки будут автоматически выходить из оборота.
Как происходит продажа маркированной продукции:
- Кассир считывает код маркировки 2D-сканером.
- Онлайн-касса проверяет информацию по базе данных.
- Если система подтверждает запрос, касса добавляет новую позицию в чек.
- После закрытия чека ОФД передает отчет о продаже упаковки.
- Система выводит проданный экземпляр из оборота.
Чтобы автоматическая передача данных работала, в кассе должен быть установлен фискальный накопитель с поддержкой ФФД 1.2. Опция реализована в моделях «ФН-1.1М» и «ФН-1.2».
Использование для своих нужд
Заведения HoReCa и госорганизации могут закупать молочную продукцию и бутилированную воду не для продажи. Эти товарные категории используют для приготовления напитков и блюд. После 1 декабря 2023 года представители HoReCa и государственные ведомства смогут самостоятельно выводить продукцию из оборота.
Списание нужно провести в течение 3 рабочих дней после того, как молочная продукция или вода была использована. Сделать это можно в аккаунте участника «Честного ЗНАКа».
Списать коды маркировки с баланса можно в момент приобретения оптовой партии. Если заказчик и поставщик уверены, что продукция не будет продаваться на кассе, можно вывести ее из оборота с помощью УПД.
В документ нужно включить новое поле, где выбрать значение:
- 1: покупка для использования на собственные нужды.
- 3: применение для производственных целей.
Добавить новые поля в УПД сможет поставщик или заказчик маркированной продукции. Когда оба участника сделки подпишут документ, переданные экземпляры будут выведены из оборота.
Порядок маркировки молочных товаров
Производители и импортеры обязаны маркировать молочку с 1 июня 2021 года. Для отслеживания маршрута каждой упаковки используются коды Data Matrix. Маркировка началась с мороженого и сыров, а затем распространилась на остальные виды продуктов.
Обязательная маркировка помогает контролировать оборот молочной продукции и сроки годности. В мобильном приложении «Честного ЗНАКа» каждый покупатель может проверить происхождение продукта по штрихкоду. Приложение покажет маршрут упаковки от молочной фермы или таможни до магазина, где была совершена покупка. Это возможно благодаря подписанию УПД на каждом этапе движения продукта по логистической цепи.
Маркировка помогает очистить рынок от фальсификата, защитить покупателей от просроченных продуктов. Если срок годности истекает, когда продукция хранится на складе, проверка штрихкода на кассе не будет пройдена. В этом случае новая позиция не будет добавлена в чек.
Как выбрать 2D-сканеры для HoReCa
Для работы с маркировкой понадобится подключить к каждой кассе 2D-сканер. Линейные сканеры не смогут справится с распознаванием штрихкодов Data Matrix. Техническое ограничение связано с конструкцией сканирующего модуля. При покупке 2D-сканеров необходимо обратить внимание на другие характеристики. Качественное оборудование ускоряет работу кассиров.
Каким должен быть современный 2D-сканер штрихкодов:
- Скорость работы сканирующего модуля: от 100 скан/сек.
- Широкий диапазон охвата при сканировании.
- Возможность распознавать штрихкоды нестандартного размера.
- Яркий контрастный прицел, заметный при любом освещении.
- Наличие технологии подавления бликов.
- Возможность считывать поврежденные или тусклые этикетки.
- Синхронизация с товароучетными системами.
К беспроводным сканерам предъявляют дополнительные требования. Они должны обеспечивать синхронизацию с базой на расстоянии до 100 м. Подключение для передачи информации должно быть стабильным. Но на случай потери сигнала у 2D-сканера должна быть память для сохранения штрихкодов. Внутри устройства должен быть установлен энергоемкий аккумулятор. Одного заряда батареи должно хватать на 10-12 часов работы.
Заказать 2D-сканеры для маркировки
Компания MERTECH производит ручные, беспроводные и стационарные сканеры штрихкодов для маркировки. Также мы выпускаем принтеры, при помощи которых можно маркировать продукцию. При необходимости консультант поможет выбрать комплект оборудования для вашего бизнеса.
Самые низкие цены на оборудование доступны при оформлении заказа на сайте производителя. Для оптовых покупателей действуют дополнительные скидки. Доставка оборудования проводится по всей России. Чтобы обсудить условия заказа, оставьте заявку на сайте или по телефону.