С 1 марта 2023 года маркетплейсам запрещается продавать товары без маркировки. С этой даты ответственность за передачу данных в систему «Честный ЗНАК» будет нести торговая площадка, а не поставщик. Эксперты считают, что нововведение может привести к увеличению ценников на торговых площадках.
Законодательная база
Постановление Правительства № 1351 от 29 июля 2022 года приравнивает маркетплейсы ко всем остальным участникам товарооборота. С 1 марта 2023 года они будут обязаны соблюдать правила маркировки наравне с интернет-магазинами.
Торговые площадки будут обязаны отчитываться о движении маркированных товаров в системе «Честный ЗНАК». Они будут нести ответственность за торговлю контрафактом и за нарушения правил работы с маркировкой.
Требования к обязательной маркировке будут распространяться и на товары, которые не хранятся на складе у посредника. Многие торговые площадки, в том числе OZON и Wildberries, организуют доставку заказов со склада поставщика до покупателя. В таком случае за нарушения, связанные с маркировкой, будет отвечать маркетплейс. Эту информацию подтверждает представитель ЦРПТ, компании-оператора системы учета «Честный ЗНАК».
Проблема контрафакта на маркетплейсах
В сентябре 2022 года обязательной маркировке подлежат следующие виды продукции:
- табачные изделия;
- лекарства;
- обувь;
- изделия легкой промышленности;
- молочные продукты;
- бутилированная вода;
- парфюмерия;
- шины и покрышки;
- фотоаппараты.
Многие из товаров, которые продаются на маркетплейсах, могут быть контрафактными, поскольку их легко подделывать. Некоторые торговые площадки знали об этой проблеме и пытались уйти от ответственности. Они позиционировали себя как логистические компании, оказывающие услуги по доставке заказов. Поэтому маркетплейсы будут отвечать за нарушение условий маркировки, даже если отгрузка заказа проводится со склада поставщика.
До принятия нового постановления добросовестные поставщики товаров на маркетплейсы могли быть привлечены к ответственности. После отгрузки продукции на склады торговых площадок они не могли передать в систему точные данные о выходе товаров из оборота. Но недобросовестные поставщики пользовались неопределенным статусом для продажи контрафактной продукции.
Участники Ассоциации компаний розничной торговли пробовали решить проблему с маркировкой товара методом переговоров с владельцами онлайн-платформ. Но не со всеми маркетплейсами бизнесменам удалось договориться. Новое постановление проясняет статус торговых площадок и упрощает работу добросовестных поставщиков.
Будет ли повышение цен: мнения за и против
Старший юрист компании Seamless Legal, Владислав Елтовский считает, что новое постановление не изменит сложившиеся схемы работы. Эксперт утверждает, что маркетплейсы и сейчас должны соблюдать правила работы с маркированными товарами. По мнению юриста, постановление всего лишь проясняет статус посредников и подтверждает, что для них в законе нет исключения.
У президента Ассоциации компаний интернет-торговли, Артема Соколова, другое мнение. Эксперт утверждает, что постановление перекладывает ответственность за соблюдение правил работы с маркировкой на маркетплейс. По мнению эксперта, раньше за маркировку товара отвечали только поставщики. Теперь торговые площадки должны будут перестраивать схему приемки оптовых партий. Поштучная приемка замедлит отгрузку поставок и увеличит комиссию за услугу. Поставщики будут вынуждены поднять цены, чтобы компенсировать возросшие издержки.
Но официальный представитель Минпромторга напоминает, что схема работы маркетплейсов не предполагает поштучный учет продукции. Торговые площадки могут работать с идентификаторами на транспортной упаковке. В идентификаторе содержится перечисление кодов изделий, которые находятся в коробке. При приемке сканировать этикетку каждого товара не требуется. Достаточно отсканировать код идентификации с оптовой упаковки. По мнению представителя Минпромторга, серьезной перестройки процессов не понадобится, и цены останутся на прежнем уровне.
С этим мнением не согласен Аскар Рахимбердиев, генеральный директор компании «Мой Склад» и эксперт в сфере малого и среднего бизнеса. По мнению эксперта, позиции с ценой до 1000 руб. подорожают на 10-15%, а позиции стоимостью от 10 000 руб. подорожают всего на 1-4%.
Что изменится в работе онлайн-платформ
Согласно новым правилам, торговые площадки не смогут принимать на реализацию контрафакт и изделия без кода маркировки. Процедура проверки отгруженного товара станет более серьезной, поэтому возможно повышение цен для компенсации издержек.
Поставщики контрафакта потеряют удобный канал для реализации. Это приведет к уменьшению общей доли поддельных товаров на рынке. На торговых площадках могут остаться качественные реплики брендовой продукции, зарегистрированные по правилам. Например, одежда или обувь, копирующая стиль оригинала, но выпущенные под другими брендами.
После введения обязательной маркировки товаров на маркетплейсах покупатели будут знать, что оплачивают не оригинальный бренд, а реплику. Копии будут оставаться популярными, потому что они дешевле оригиналов. Сканируя коды маркировки, покупатели смогут проверять информацию о производителе изделий.
Реакция представителей торговых площадок
Представитель «Яндекс.Маркета» сообщил, что на торговой площадке уже проводится проверка товаров, на которые распространяются правила маркировки. Сотрудник маркетплейса убежден, что, когда такая практика станет обязательной, она не окажет негативного влияния на поставщиков и посредников. «Яндекс.Маркет» борется с контрафактом, потому что от ассортимента и качества продукции зависит репутация площадки. Представители Wildberries, Lamoda и OZON отказались давать комментарии или не ответили на запросы журналистов.