В 2023 году список товаров, которые подлежат обязательной маркировке, в очередной раз будет расширен. ЦРПТ объявил о готовности к маркировке антисептиков с 1 апреля 2023 года. Учетная система «Честный ЗНАК» к этому сроку будет готова обрабатывать новый массив информации.
Правила и сроки маркировки антисептиков
Постановление Правительства № 1240 от 21.07.2021 регламентирует порядок маркировки товаров из категории антисептиков. Согласно документу, маркировать нужно будет товары со следующими кодами:
- ОКПД 2: 20.20.14.000 и 20.42.15.
- ТН ВЭД ЕАЭС: 3808 94 900 0 и 3304 99 000 0.
Начало обязательной маркировки запланировано на 1 апреля 2023 года. Компании и ИП, которые занимаются продажей антисептиков, смогут регистрироваться на сайте «Честный ЗНАК» с 1 марта 2023 года. Требование об учете продаж на кассе вступит в силу с 1 сентября 2023 г.
Для чего нужно маркировать антисептики
Инициатива о введении обязательной маркировки антисептиков впервые поступила от участников оборота. Члены государственной комиссии, созданной для противодействия незаконному обороту антисептиков, поддержали инициативу представителей бизнеса.
По данным Высшей школы экономики около 50% от оборота антисептиков в России приходится на подделки. Введение цифровой маркировки поможет очистить рынок от контрафакта. Это приведет к стимулированию спроса на подлинные антисептики. Увеличится поступление налогов в бюджет, а покупателям будут доступны качественные и безопасные препараты.
Эксперимент по маркировке
Перед введением маркировки для новой категории товаров обязательно проводится эксперимент для проверки работы системы. Пилотный проект по организации учета антисептиков действует с 1 августа 2021 года до 28 февраля 2022 г.
К эксперименту на данный момент добровольно присоединились 6 625 участников, среди которых есть производители, импортеры, дистрибьюторы и розничные магазины. В процессе эксперимента участники тестируют механизм нанесения кодов Data Matrix на самые популярные виды упаковки.
В рамках пилотного проекта используется:
- печать штрих-кодов на упаковке;
- заказ липких этикеток в типографии;
- печать штрих-кодов на принтере этикеток.
Участники эксперимента работают с антисептиками во флаконах и тубах объемом от 50 мл до 5 л. Когда пилотный проект закончится, на основе полученных результатов будут разработаны общие правила учета антисептиков. До завершения эксперимента к проекту могут присоединиться новые компании. Чтобы стать участником проекта, нужно отправить письмо в свободной форме на адрес — antisept@crpt.ru.
Как работает система «Честный ЗНАК»
С 1 апреля 2023 года производители и импортеры будут обязаны заказывать коды для товаров на сайте «Честный ЗНАК». Полученные штрих-коды нужно наносить на товары и вводить в оборот. Маркировать продукцию можно на производстве или на таможенном складе. Есть возможность проводить агрегацию: объединять коды нескольких экземпляров в код упаковки.
Оптовые дистрибьюторы и розничные магазины принимают партии с нанесенными штрих-кодами. В редких случаях они проводят перемаркировку товара, если штрих-код потерян или поврежден.
При оформлении сделки стороны подписывают УПД — универсальный передаточный документ. После подписания УПД в системе меняется информация о владельце штрих-кодов. Для работы с УПД нужно подключение к электронному документообороту. Бесплатно подключиться к оператору ЭДО можно на сайте «Честного ЗНАКа».
Чтобы вывести товар из оборота, можно списать его в личном кабинете на сайте «Честный ЗНАК». Штрих-коды могут автоматически выходить из оборота при продаже товаров на кассе в розничном магазине. Для этого нужно заключить дополнительное соглашение к договору с ОФД. Передавать данные о продаже на кассе розничные магазины будут обязаны с 1 сентября 2023 года.
Как начать работать с маркировкой
Если ваш бизнес уже работает с маркированными товарами, то к маркировке антисептиков почти не нужно готовиться. Достаточно будет указать ещё одну категорию продукции в личном кабинете на сайте «Честный ЗНАК».
Если вы не работали с маркированной продукцией, до 1 апреля 2023 года требуется подготовить бизнес к нововведениям. Подготовка занимает много времени, поэтому начинать ее лучше сейчас, не откладывая важные задачи на последний момент.
Как подготовить розничный магазин к продаже маркированных товаров:
- Получить УКЭП — усиленную квалифицированную электронную подпись. Она должна быть оформлена на имя владельца компании.
- Настроить компьютер для работы с УКЭП по инструкции, полученной в удостоверяющем центре.
- Создать новый аккаунт для компании или ИП на сайте «Честный ЗНАК».
- Подключить электронный документооборот для бизнеса.
- Подписать соглашение с ОФД, чтобы передавать данные о выбытии штрих-кодов.
- Обновить прошивку онлайн-кассы для работы под ФФД 1.2.
Следует убедиться, что ваша кассовая программа и товароучетная система поддерживают работу с маркированными товарами. При необходимости установить новое программное обеспечение.
Торговое оборудование для маркировки
Розничному магазину требуются онлайн-кассы с поддержкой учета выбытия товаров. Эта функция доступна во всех моделях кассовых терминалов.
При продаже антисептиков на кассе понадобится сканировать код Data Matrix. Распознать 2D код можно только двумерным сканером. Желательно выбрать сканеры с функцией защиты от бликов.
Терминал сбора данных помогает вести учет маркированных товаров. Это мобильный компьютер со встроенным 2D сканером. Терминал сбора данных упрощает прием, отгрузку, инвентаризацию, переоценку и другие бизнес операции.
Для повторной маркировки препаратов нужен принтер этикеток. Можно выбрать термопринтер или термотрансферный принтер.
Купить полный комплект оборудования для маркировки вы можете на сайте MERTECH. Оставьте заявку, и мы подготовим для вас комплект с учетом специфики вашего бизнеса.