Система обязательной маркировки «Честный ЗНАК» была создана, чтобы отслеживать движение товара. Когда клиент возвращает товар на кассе или магазин возвращает партию поставщику, это нужно учитывать в системе. Мы ответим на 10 популярных вопросов и расскажем, как учитывать возврат маркированного товара в «СБИС» и «МойСклад».
ТОП-10 ответов о возврате и обмене маркированной продукции
№1: Нужно ли оформлять чек, если покупатель меняет товар на аналогичный? (Цена двух позиций совпадает, коды Data Matrix отсутствуют).
Если товар не нужно маркировать, то правила возврата не связаны с системой «Честный ЗНАК». Правила возврата и обмена прописаны в ФЗ-54 «О применении кассовой техники» и уточняющем приказе от ФНС России.
При обмене товара на аналогичный кассир должен оформлять чек возврата и чек на приход. Для оформления чеков используются базовые функции онлайн-кассы.
Когда стоимость позиций совпадает, при обмене можно провести взаимозачет. Клиент не получит компенсацию и не будет оплачивать аналогичный предмет.
№2: Что делать, если клиент обнаружил брак через 14 дней после покупки? Как учитывать возврат маркированного товара?
Закон о правах потребителей обязывает продавцов принимать товары обратно в течение 14 дней после сделки. Правило 14 дней распространяется и на изделия надлежащего качества.
Закон не запрещает принимать возвраты, когда с даты сделки проходит более 14 дней. Решение остается на усмотрение владельца бизнеса. Порядок приема маркированных изделий не зависит от даты обращения клиента. Исключением является окончание срока регистрации остатков.
№3: Как учитывать бракованный товар с идентификатором «Честный ЗНАК»?
Кассир должен напечатать возвратный чек для клиента. После выдачи чека позиция возвращается в оборот. Владелец бизнеса принимает решение, что делать с бракованной продукцией: сдавать на утилизацию или возвращать поставщику. Списание или возврат проводится в личном кабинете на сайте «Честного ЗНАКа». Для вывода из оборота нужно указывать реквизиты акта списания.
№4: В чем заключается разница между чеком возврата и чеком на приход?
Если клиент желает провести обмен, кассир должен выдать два чека. Первый чек подтверждает, что товар возвращен продавцу. Он содержит признак расчета «возврат прихода». Второй чек на обмен содержит признак расчета «приход». В чеках должен быть прописан тег 1054.
«Честный ЗНАК» гарантирует добросовестный обмен. Маркированный товар нельзя обменять на подделку. Этикетка с Data Matrix подтверждает подлинность и безопасность изделий.
№5: Что делать, если принтер неправильно печатает этикетки?
Иногда принтеры могут добавлять символы в код, менять регистр надписей или совершать другие ошибки. Запрещается продавать товары с испорченными этикетками, которые нельзя распознать сканером или камерой смартфона.
Появление дефектов при печати не означает, что этикетка испорчена. На сайте «Честный ЗНАК» сохраняются все сгенерированные шаблоны. Следует решить проблему с принтером и повторить печать этикеток для товара.
Дефекты могут быть связаны с неправильной настройкой принтера или поломкой механизма. При программных ошибках можно обратиться в техподдержку «Честного ЗНАКа». Адрес электронной почты для обращений пользователей: support@crpt.ru.
При поломке механизма нужно купить новый принтер для работы. Мы предлагаем термопринтеры и термотрансферные принтеры для печати этикеток с Data Matrix. Покупатели принтеров получают бесплатную программу для управления шаблонами печати.
№6: Как работники могут проверять идентификаторы товара на складе?
ЦРПТ выпустил мобильное приложение «Честный ЗНАК. Бизнес». Приложение уже доступно для скачивания в Google Play и Appstore. Приложением могут пользоваться дистрибьюторы, оптовые и розничные магазины. Программа упрощает ведение складского учета, отгрузку и приемку партий, активацию полученных кодов.
Мы советуем использовать для работы на складе не смартфоны, а более совершенные приборы. У современных телефонов быстро разряжается батарея, особенно при низкой температуре. Они медленно распознают штрихкоды, а их экраны легко разбиваются при падении на бетонный пол. Для эффективной работы лучше использовать 2D сканеры или терминалы сбора данных.
№7: Что означает уведомление: «Не пройдена проверка структуры»?
Приложение «Честный ЗНАК. Бизнес» показывает, что поставщик неправильно указал статус кода. Маркированный товар не нужно выводить из оборота, его разрешено продать. Поставщик должен узнать о результатах проверки, чтобы он смог исправить ошибку. Программа не будет уведомлять поставщика автоматически, это должен сделать владелец партии.
№8: Как поступить, если клиент вернул покупку без идентификатора?
Когда на предмете нет этикетки, и кассовый чек не сохранился, нельзя восстановить прежний код. Отсутствие идентификатора не является причиной для отказа. Кассир обязан принять изделие, чтобы ответственное лицо могло заказать новый идентификатор.
Повторная маркировка проводится на сайте «Честного ЗНАКа». Для заказа новой этикетки нужно указать причину «Возврат от розничного покупателя». Также заказать новую этикетку можно через «СБИС», «Мой Склад» или другой программный интерфейс.
Для заказа этикетки понадобится описать вещь по предложенному шаблону. Например, для обуви нужно указать назначение, размер, цвет, материалы верха, низа и подкладки и другие параметры.
№10: Как вернуть или обменять покупку, оплаченную по безналичному расчету?
Порядок действий не зависит от способа оплаты покупки. Кассир должен выдать чек возврата и чек на приход. Если покупка оплачена банковской картой, правила и срок перевода определяет банк, который ее выпустил. Деньги, полученные по безналичному расчету, нужно засчитать с участием встречного представителя.
Возврат маркированных товаров поставщику в «СБИС»
Для возврата брака через «СБИС» нужно открыть раздел «Поступления/Маркировка». Перейти в подраздел «Создать/Связать», выбрать функцию «Создать» и категорию нового файла «Возврат поставщику».
Откроется новая форма, в которой должны быть указаны:
- ИНН и КПП организации, со склада которой будет возвращен брак.
- Номер файла и дата, совпадающая с фактической датой возвращения брака.
- Компания поставщик бракованной продукции.
- Наименование склада, на который были отгружены бракованные изделия.
После заполнения файла следует открыть вкладку «Маркировка» и проверить данные: названия изделий, число экземпляров, закупочные цены, идентификаторы. Проверьте, не добавлены ли в файл по ошибке позиции, которые вы не планируете возвращать отправителю.
После проверки отправьте файл поставщику через оператора ЭДО. Убедитесь, что статус файла в ленте сменился на «Отправлено». Нажмите кнопку «Провести», если вы ведете учет в «СБИС». Отправьте файл на печать, передайте бланк экспедитору и отправьте брак поставщику.
Получив бумаги, поставщик должен отправить вам корректирующий документ. Проверьте файл и утвердите, если в нем нет ошибок. Маркированный товар спишется с вашего баланса и перейдет в остатки поставщика.
Как сделать возврат через «МойСклад»
В программе «Мой Склад» можно быстро проводить процедуру возврата. Мы подготовили для вас инструкции по самым востребованным операциям.
Передача товара без этикетки
Клиент может вернуть обувь без коробки или одежду с отрезанной биркой. После использования товара штрихкод на этикетке может стать нечитаемым. Когда идентификатор утерян или испорчен, можно заказать новую этикетку, используя данные из кассового чека.
Нельзя выставлять возвращенный товар на витрину. Восстановленный код нужно списать, потому что он вышел из оборота. После этого можно заказать и активировать новый идентификатор.
Какую информацию нужно передать в «Честный ЗНАК»:
- дату выполненной операции;
- ИНН компании;
- новый и старый идентификатор товара;
- реквизиты фискального чека и ККТ для подтверждения операции.
Если у клиента нет чека, следует заново поставить вещь на учет. Восстановить прежнюю этикетку не получится. Заказать новый идентификатор можно в разделе «Маркировка». Следует выбрать функцию «Создать» и тип заявки «Получение кодов маркировки». В заявке нужно указать причину повторной маркировки и реквизиты чека возврата.
Возврат маркированного товара с этикеткой
Клиент может вернуть одежду с бирками, обувь в коробке или другой товар с сохранной этикеткой. Если сканер распознает информацию с этикетки, повторно маркировать изделие не понадобится.
Какую информацию нужно передавать в «Честный ЗНАК»:
- дату принятия товара;
- ИНН компании;
- уникальный идентификатор;
- реквизиты чека возврата.
Через Кассу «Мой Склад» можно быстро провести операцию. Вернуть экземпляр в оборот может кассир. Для этого не понадобится авторизация на сайте «Честного ЗНАКа». После создания чека возврата касса передает информацию ОФД. Информация поступает в единую базу данных так же, как информация о продаже маркированных изделий.
Возврат маркированного товара с курьером
Принимать возвраты могут курьеры, работающие в магазине. Курьер может выдать чек возврата и проверить, не месте ли идентификатор. Дальнейшие действия зависят от сохранности этикетки.
Клиент может вернуть покупку через службу доставки. Курьерская служба выступает в качестве организационно-платежного агента. Нужно передать в «Честный ЗНАК» информацию о выбытии экземпляра, выбрав причину «Дистанционная торговля». Служба создает чек как агент, указывает идентификатор и передает информацию в базу данных.
После окончания периода учета остатков
Клиент может купить товар до начала маркировки, но вернуть его после введения обязательного учета. Рассмотрим пример: клиент купил обувь в июне и решил вернуть в июле 2020 года. Период, отведенный на регистрацию остатков, закончился.
Продавец обязан принять у клиента обувь и выдать чек возврата. Но получить идентификатор для нее продавец не сможет. За продажу товара без этикетки с Data Matrix продавец может получить штраф. Он должен списать обувь как остатки, которые не были промаркированы вовремя.
Возврат маркированного товара поставщику
После проверки оптовой партии можно вернуть брак поставщику, не подписывая УПД. Создавать для этого файл не потребуется. Достаточно не подписывать УПД, и партия останется на балансе у отправителя.
Если УПД был подтвержден, и брак поступил на баланс организации, нужно создать накладную на перемещение и смену собственника. Для этой цели подходит возвратный УПД или универсальный корректировочный документ. Оформлять файл можно на сайте «Честного ЗНАКа» или оператора электронного документооборота. В файле нужно указать идентификаторы бракованных изделий.
ФНС рекомендует бизнесменам создавать корректировочные счета-фактуры на стоимость партии (даже если они возвращают часть поставки). Поставщик должен принять бракованные изделия и подтвердить получение файлов.