С 15 апреля 2023 года в России стартовал эксперимент по маркировке черной и красной икры. Это предварительный этап перед введением обязательной маркировки новой категории товаров. Пока идет эксперимент, участники рынка смогут протестировать разные способы, как маркировать свою продукцию. На основе результатов будут разработаны правила маркировки и рекомендации для бизнесменов.
Для чего нужна цифровая маркировка
По оценкам Минпромторга, доля фальсификата на рынке красной и черной икры превышает 20%. Росрыболовство уточняет, что оборот на теневом рынке лососевой икры превышает 4 миллиарда руб. Нелегальный промысел наносит серьезный ущерб рыбным богатствам России.
Контрафактная продукция часто является небезопасной для здоровья граждан. Она производится в условиях, где невозможно проверить соблюдение санитарных нормативов. У готовой продукции нет сертификатов, подтверждающих ее качество.
Цифровая маркировка вводится для того, чтобы очистить рынок икры от контрафакта. Наличие на упаковке специального кода служит знаком качества продукта. С помощью приложения «Честный ЗНАК» покупатель сможет проверить информацию о производителе и сроке годности, отследить логистическую цепочку от завода до магазина.
Участники проекта
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление об эксперименте по маркировке в начале апреля 2023 года. Возможность введения маркировки для категории товаров обсуждали с 1 ноября прошлого года. Эта новость не стала сюрпризом для крупных предприятий отрасли.
За первые две недели после запуска проекта более 30 предприятий прошли регистрацию для участия. Среди них ГК «Русский озерный дом», «Приозерская рыбная компания», «Рыбстандарт», рыбоперерабатывающий завод «Сокра», «Каспрыба», «Меридиан» и многие другие организации.
Сроки проведения эксперимента
Пилотный проект начался 15 апреля 2023 года. Завершение эксперимента запланировано на 31 марта 2024 года. Возможно досрочное завершение проекта по инициативе ЦРПТ.
Какие товары нужно будет маркировать
Пилотный проект распространяется на 3 категории товаров:
Наименование категории | Код ТН ВЭД |
---|---|
Осетровая (черная) | 1604 31 000 0 |
Лососевая (красная) | 1604 32 000 0 |
Замороженная ястычная | 0305 20 000 0 |
Мнение представителей бизнеса
«МБМ»
Рыбзавод «МБМ» производит рыбопосадочный материал. Директор Леонид Брюшко считает, что маркировка нужна для борьбы с нелегальным выловом рыбы и продажей икры на черном рынке. По мнению руководителя, это важный шаг к сохранению водных биологических ресурсов. «МБМ» подключилась к эксперименту, чтобы заранее протестировать нанесение штрих-кодов и работу с информацией.
«Романовское осетровое хозяйство»
Директор хозяйства Юрий Зуев сообщил, что компания сталкивалась со случаями подделки своей продукции. За астраханскую икру, выпущенную под брендом Caviar, выдают икру палтуса и других видов рыбы, нелегально ввезенную из Китая. При транспортировке не соблюдаются условия хранения, что наносит урон репутации бренда. По мнению директора, система поможет бороться с браконьерством и контрафактом.
«Сокра»
Рыбоперерабатывающий завод участвует в эксперименте. Об этом сообщил директор Александр Коньков. Для руководства завода важно наладить нанесение штрих-кодов и обработать передачу информации для прослеживаемости товаров.
«Рыбстандарт»
Рыбное хозяйство производит до 10 тонн икры за год. Главный технолог Александр Исаев считает, что маркировка поможет лучше контролировать качество продукции на всех этапах производства, а также при доставке до прилавка. «Рыбстандарт» стал одним из участником эксперимента.
«Сибрыбпром»
Главный ихтиолог «Сибрыбпрома» Владимир Козлов заявляет, что система поможет бороться с браконьерством. Если рынок будет закрыт для нелегальной продукции, то браконьеры не будут вылавливать ценные виды рыбы, потому что сбывать икру будет некуда. Также Владимир Козлов положительно оценил возможность проверки информации о продукте по штрих-коду
Как изменится ситуация на рынке
Представители Росрыболовства считают, что обязательная маркировка защитит потребителей от некачественной икры, которая может вредить здоровью. Добросовестные рыболовные компании и производители будут защищены от нечестной конкуренции.
В Минпромторге считают, что стоимость красной и черной икры не изменится из-за эксперимента. Участники пилотного проекта бесплатно получают коды. В стандартном режиме цена штрих-кода составляет 50 копеек без НДС.
Как стать участником проекта
Регистрация в эксперименте является добровольной, и она выгодна для представителей отрасли. Когда цифровая маркировка станет обязательной для всех компаний, у участников проекта будет преимущество в виде отлаженных бизнес-процессов.
Участие в эксперименте бесплатное. Чтобы присоединиться к проекту, нужно отправить письмо с информацией о компании на seafood@crpt.ru. С вами свяжется представитель ЦРПТ и расскажет дальнейший порядок действий.