С 1 марта 2025 года участники оборота упакованной воды должны внедрить поэкземплярный учет. После этой даты запрещается передача товаров по правилам объемно-сортового учета. Создавая УПД, в него нужно будет вносить индивидуальные коды маркировки воды или коды агрегации. Мы расскажем, что изменится в работе участников рынка с 1 числа, и что нужно подготовить до этой даты.
Как работает поэкземплярный контроль
Поэкземплярная система учета означает, что бизнесмены должны передавать данные о движении кодов маркировки. Сведения о них придется указывать в УПД — электронных документах, которые нужно оформлять при передаче оптовых партий. Обязательные требования распространяются на производителей, импортеров, оптовиков и розничных продавцов. Продавать упакованную воду по бумажным накладным запрещается.
При отгрузке оптовых партий важно проверять, что заказчикам уходит упакованная вода с кодами, которые указаны в УПД. Если вы продаете воду юридическому лицу, который будет использовать ее на собственные нужды, вы должны вывести товары из оборота.
Есть два варианта, как выводить из оборота штрихкоды:
- поставить соответствующую пометку в УПД;
- создать документ о выводе из оборота на сайте «Честный ЗНАК».
При приемке упакованной воды важно проверять, соответствуют ли штрихкоды из УПД этикеткам на товарах. Если обнаружены расхождения, в документе не нужно отмечать позицию и количество упаковок, которые не были приняты. Нужно отметить только принятые упаковки. «Честный ЗНАК» перенесет их на ваш баланс, и их можно будет продать на кассе.
Для корректировки данных можно оформить акт о расхождении. На его основе поставщик сможет оформить новый документ с исправленным списком товаров. Чтобы исправить ошибку, его нужно заверить с помощью электронной подписи.
Упакованную воду, которая по документам не числится на балансе магазина, нельзя продавать на кассе. Для этой товарной категории действует разрешительный режим. После проверки этикетки воды онлайн-касса заблокирует продажу.
Что такое агрегация питьевой воды
При приемке оптовых партий упакованной воды не нужно будет сканировать каждую этикетку. Для упрощения отчетности удобно использовать коды агрегации. В «Честном ЗНАКе» можно создать этикетки для оптовых упаковок (коробов, паллет и т.д.)
После сканирования этикетки станут доступны индивидуальные штрихкоды, которые находятся в упаковке. По желанию можно провести выборочную проверку (отсканировать несколько этикеток и проверить, есть ли они в списке).
Многие компании проводят агрегацию, потому что она упрощает отправку сведений при работе с обязательной маркировкой. Вы можете попросить поставщика маркировать оптовую тару, если он этого не делает.
При оформлении УПД достаточно указать агрегаты верхнего уровня (например, идентификаторы с паллет). После отправки упакованной воды контрагенту или розничной продажи бутылок агрегаты будут расформированы.
Что делать с ранее принятой водой
Минпромторг предложил проект постановления, согласно которому с упакованной водой, которая поступила в оборот до 28 февраля 2025 года, можно будет работать по старому шаблону. В этом случае с 1 марта можно будет передавать данные в прежнем формате, пока принятые упаковки не выйдут из оборота. Списывать продукцию по причинам, не связанным с продажами, можно будет оптом.
Если постановление принято не будет, с 1 марта 2025 года понадобится оформлять УПД в новом формате. Бизнесменам, хранящим на складах упакованную воду, придется собирать информацию о маркировке. Заново маркировать бутылки не понадобится. Придется проверять индивидуальные коды и вносить их в УПД. Во время инвентаризации придется отсканировать каждую этикетку, что займет много времени у сотрудников склада.
Если постановление Минпромторга будет принято до 1 марта, это упростит работу участникам рынка. Если инициативу не примут, с 1 числа придется работать по обязательным требованиям.
Ответы на частые вопросы
Как вести учет при работе с несколькими филиалами?
Когда у компании несколько складов, зарегистрированных на одно юрлицо, продукция числится на общем балансе. Коды обязательной маркировки воды не привязаны к адресу, в отличие от пива. Разделить их по разным точкам по умолчанию нельзя. Эта функция может быть в товароучетной системе.
Как быстро нужно проверять новые поступления?
Принимающая сторона может не проводить сверку данных сразу после приемки новой партии на склад. Сделать это нужно в течение 3 дней после принятия УПД от поставщика. Участникам рынка дается достаточно времени для проверки УПД, чтобы избежать ошибок при отправке сведений.
Как настроить систему контроля по экземплярам?
Для перехода на новый формат УПД достаточно обновить товароучетную систему. Обновления в личном кабинете пользователя «Честного ЗНАКа» становятся доступны автоматически. Если у вас возникнут проблемы с настройкой товароучетной системы, вы можете обратиться к разработчикам софта.
Оборудование для маркировки упакованной воды
Чтобы проверять маркировку при заполнении УПД или приемке оптовых партий, нужно устройство для распознавания 2D штрихкодов. С этой целью можно использовать мобильное приложение на смартфоне, 2D сканер штрихкодов или терминал сбора данных. Самым эффективным решением является ТСД, потому что у него есть экран, где можно работать с документами онлайн.
Компания MERTECH предлагает современные 2D сканеры и ТСД, разработанные специально для маркировки. Надежные устройства быстро и безошибочно распознают штрихкоды Data Matrix. Они могут сканировать даже плохо пропечатанные или поврежденные этикетки. В наших 2D сканерах реализована подсветка с технологией Antireflected ®.
Вы можете заказать ТСД и 2D сканеры MERTECH по самой низкой цене на нашем сайте. Доставка техники проводится через дилерскую сеть, которая действует во всех регионах России. Позвоните нам или оставьте заявку, и мы подберем модели для решения ваших задач.