В России поэтапно вводится обязательная маркировка ювелирных изделий. С прошлого года на ярлыках ювелирных украшений нужно писать уникальные идентификационные номера. С 1 марта этого года наличие УИН и кода маркировки на ярлыке является обязательным. Мы расскажем, как работает организация учета, и на что стоит обратить внимание при торговле драгоценными товарами.
Стандарты маркировки ювелирных изделий
В отличие от прочих видов продукции, маркировку ювелирных изделий регулирует «Гознак». Для контроля над оборотом используется ГИИС ДМДК. Государственная учетная система позволяет отслеживать движение драгоценных металлов и камней, а также готовых изделий из них. В ней сохраняется маршрут продукции от производителя до розничного покупателя.
В ГИИС проводится учет юридических лиц и ИП, участвующих в обороте драгоценных металлов и камней. В реестр вносятся участники рынка, которые занимаются:
- добычей;
- обработкой;
- покупкой;
- импортом;
- хранением;
- транспортировкой;
- продажей.
Торговать ювелирными изделиями без участия в ГИИС ДМДК запрещается. Регистрация в системе является обязанностью участников рынка. Предприниматели должны передавать отчеты про каждый этап движения продукции. Иначе покупка товаров от поставщиков и продажа изделий будет нарушением, за которое можно получить штраф.
Маркировка ювелирных изделий не заменяет другие действующие стандарты, а дополняет их. На товары по-прежнему требуется наносить клеймо и именник завода, что служит подтверждением их подлинности.
Кто участвует в маркировке
В информационной системе ГИИС ДМДК должны регистрироваться:
- ювелирные заводы;
- частные мастерские;
- другие производства;
- импортеры сырья и товаров;
- оптовые дистрибьюторы;
- розничные магазины;
- ломбарды и комиссионки.
Предприниматели должны регистрироваться до начала работы. Если юридическое лицо или ИП собирается прекратить деятельность, следует отправить об этом уведомление в систему.
Как маркировать товары
Требования и сроки обязательной маркировки драгоценных изделий содержатся в Постановлении Правительства № 270 от 26 февраля 2021 г.
Маркировка ювелирных изделий проводится через ГИИС ДМДК. Владелец партии должен описать ее в системе, чтобы сгенерировать УИН из 16 символов. На основе номера формируются коды маркировки Data Matrix.
Уникальный номер и код Data Matrix требуется наносить на ярлыки. Шаблоны для оформления.
Позже производители и импортеры будут обязаны наносить Data Matrix на изделия в формате нано гравировки (по аналогии с пробой). В марте 2023 г. это условие не действует. Но в будущем нанесением клейма будет заниматься Федеральная Пробирная Палата РФ. Сейчас на этикетке печатается ссылка на сайт ФПП, пройдя по которой можно убедиться в подлинности товара.
Маркировка содержит информацию о происхождении драгоценных металлов и камней, свойствах товара, о стране производства. Чтобы увидеть информацию, необходимо распознать Data Matrix. Проверить эти данные может любой покупатель, у которого на телефоне установлено приложение для сканирования.
Какие украшения требуется маркировать
Ювелирные изделия представляют собой предметы из драгметаллов с декором из кристаллов и других материалов. Украшения из драгоценных металлов с декором из поделочных минералов также необходимо маркировать.
В ГИИС ДМДК нужно регистрировать ювелирные изделия из драгоценных металлов и кристаллов. Условие распространяется на товары с пробой:
- золото (Au): 333;
- палладий (Pd): 500;
- платина (Pt): 585.
Если проба ниже, и камень не драгоценный, то товар разрешается не маркировать. Обязательной маркировке подлежат алмазы и бриллианты, изумруды, сапфиры или рубины. Маркировать нужно не только новые, но и бывшие в употреблении товары, принятые у прежних владельцев.
Действие учетной системы распространяется на любые ювелирные аксессуары, независимо от их назначения и формы. Маркировать необходимо товары, предназначенные для мужчин и женщин.
Аксессуарам с массой до 3 грамм требуется присваивать УИН. Но размещать на их ярлыках Data Matrix не потребуется.
Перечень исключений
У товара из серебра с пробой 800 и выше должен быть ярлык с уникальным номером. Печатать Data Matrix на этикетках серебряных аксессуаров не потребуется.
В марте 2023 г. в ГИИС ДМДК не учитываются:
- выставочные экспонаты из музеев;
- государственные регалии;
- конфискованные драгоценности;
- научные образцы для исследований.
Не подлежат маркировке товары, купленные физическими лицами за границей не для продажи в РФ. Не понадобится маркировать и драгоценности, находящиеся под таможенной процедурой для транспортировки в пределах ЕАЭС.
Сроки маркировки ювелирных изделий
Введение маркировки было запланировано на 1 января 2021 г. Базовые сроки неоднократно были перенесены, и процедура не началась в январе. В результате первый этап работы запущен 1 марта 2022 г. С указанной даты каждой драгоценности присваивается уникальный номер. Через год, не с января, а с 1 марта, стало обязательно наносить Data Matrix на ярлыки.
В таблице указаны прошедшие и запланированные этапы маркировки:
Срок | Описание процедуры |
---|---|
1 марта 2022 г. | Начало нанесения уникальных номеров. На этом этапе остатками были признаны товары, введенные в оборот, но не распроданные до начала марта 2022 г. Продавать их можно без уникального идентификационного номера в качестве исключения. |
1 марта 2023 г. | Начало печати штрих-кодов Data Matrix. Стартовала передача отчетов о товарах в наличии и заключенных сделках. Установлен запрет на любые сделки с немаркированными товарами. |
Начало печати нано гравировки с кодами Data Matrix на изделиях. Все стандарты по оформлению бумажных ярлыков продолжают действовать. | |
Участники должны будут отправить в систему отчет о количестве остатков на балансе. Отчет нужно составить по итогам инвентаризации на 1 января 2022 г. с вычетом товаров, реализованных до 28 февраля 2024 г. | |
1 сентября 2024 г | До этой даты нужно получить уникальные номера и маркировку Data Matrix для остатков, а также нанести нано гравировку. После реализации последнего этапа немаркированные товары разрешается только хранить на складе. |
Правила работы для участников рынка
Производители отправляют готовые товары в ФПП РФ для печати пробы. Далее они заказывают идентификационные номера в систему. На их основе происходит генерация кодов Data Matrix. Оба знака отличия наносятся на бумажную бирку. Владелец партии вводит полученные коды в оборот.
Оптовые дистрибьюторы заключают договоры с поставщиками ювелирных изделий с помощью ЭДО (электронного документооборота). Учет продукции выполняется по номерам и Data Matrix. При приемке рекомендуется сканировать штрих-коды для проверки подлинности драгоценностей. После заключения сделки через ЭДО в базе меняется информация о владельце партии.
Розничные магазины учитывают поступления по той же схеме. Списывать проданные товары с баланса можно через личный кабинет в ГИИС ДМДК. В будущем планируется добавить механизм для автоматического списания. Отчетность будет передаваться через ОФД или дополнительный программный модуль.
Комиссионные магазины и ломбарды обязаны маркировать изделия, принятые на реализацию. Списание проданных товаров оформляется как в рознице.
Алгоритмы передачи отчетов в базу данных
При заключении сделки купли-продажи владелец оптовой партии должен:
- Отправить через ЭДО накладную, счет-фактуру, универсальный передаточный документ.
- Дождаться подписания документа покупателем.
- Передать в ГИИС ДМДК отчет: описание товаров, число единиц в партии, номер документа, доказывающего факт сделки.
Отчет можно передать через сайт dmdk.ru или в товароучетной программе. Первый вариант будет удобным только для бизнеса с небольшим товарооборотом. Например, для частной мастерской ювелирных изделий. Крупным компаниям стоит провести интеграцию товароучетной программы с сайтом, чтобы ускорить отправку данных.
В марте 2023 г. розничные магазины могут передавать отчеты только в личном кабинете на сайте. В будущем планируется реализовать дополнительный способ для передачи отчетов: программный модуль или договор с ОФД.
Если будет реализован второй вариант, то изделия будут списываться с баланса после продажи на кассе. Для этого не придется устанавливать дополнительное программное обеспечение. Будет достаточно подписать соглашение о передаче данных.
Как подготовить к маркировке розничный магазин
Пошаговая инструкция, как подготовить розничный магазин к продаже ювелирных изделий по всем правилам:
- Оформить усиленную электронную подпись.
- Зарегистрировать компанию в ГИИС ДМДК.
- Подписать договор с АО «Гознак».
- Обновить товароучетную программу.
- Для большого склада: заказать ТСД.
- Установить в кассовой зоне 2D-сканеры.
- Заказать принтеры для печати бирок.
При выборе оборудования для ювелирного магазина нужно учитывать ряд моментов. Для печати бирок лучше использовать термотрансферные принтеры с разрешением от 300 dpi. В этом случае маленькие штрих-коды будут четкими и хорошо читаемыми. Термотрансферные этикетки хорошо защищены от действия внешних факторов. Сканировать штрих-коды с блестящих драгоценностей лучше всего сканерами с технологией защиты от бликов Antireflected®.
На сайте компании MERTECH вы найдете торговое оборудование, подходящее для ювелирного магазина или салона. Консультанты помогут вам собрать полный комплект техники для работы с маркировкой. Доставка оборудования проводится по всей России. При оформлении заказов через сайт действуют самые низкие цены. Оставьте заявку, чтобы сделать заказ!