С 1 июля 2020 года начнется новый этап введения маркировки табачных изделий. Почти год назад прекратился выпуск немаркированных папирос и сигарет. До 1 июля розничные магазины обязаны вывести из оборота немаркированные остатки. С этой же даты вводится обязательная маркировка альтернативной табачной продукции. Мы расскажем, что входит в эту категорию товаров, и как розничному магазину подготовиться к работе по новым правилам.
Какие товары подлежат маркировке
Альтернативная табачная продукция — это изделия, которые могут содержать или не содержать никотин, но при этом они используются с той же целью, что и классические табачные изделия.
К этой категории продукции относятся:
- сигариллы;
- сигары;
- кретек;
- биди;
- табак для кальяна;
- жевательный табак;
- нюхательный табак;
- табачные смеси.
Розничные магазины могут продавать немаркированные товары из списка до 1 июля 2021 г. С этого же дня вводятся штрафы: до 10.000 руб. для ИП, до 300.000 руб. для юридических лиц (с конфискацией товара).
Принципы маркировки и реализации табачных изделий
Для маркировка всех типов табачной продукции служит штрих-код DataMatrix. Это двумерный код, в котором данные зашифрованы по вертикали и по горизонтали. Для работы с 2D штрих-кодами понадобится обновленная прошивка онлайн-кассы, 2D-сканеры и ТСД.
Основные принципы маркировки:
- Штрих-код можно печатать на упаковке или наклеивать на этикетках.
- В структуре DataMatrix не зашифрована МРЦ (минимальная розничная цена).
- Информацию для расчета акциза предоставляет МОТП.
- У покупателей есть возможность считывать штрих-коды телефоном.
Для приемки маркированных товаров следует использовать УПД (универсальные передаточные документы). Электронный документооборот осуществляется на сайте Честный Знак. Информация о продаже на кассе автоматически передается в систему.
Порядок взысканий за торговлю немаркированными товарами определяет статья 15.12 КоАП. За сбыт немаркированной продукции в особо крупном размере возможна уголовная ответственность (до 3-х лет лишения свободы + штраф 80.000 рублей).
Как подключить розничный магазин к системе маркировки
Регистрация на сайте Честный Знак для розничных магазинов открыта с 1 марта 2019 года. Чтобы начать работу на сайте, необходимо подать заявление на регистрацию в системе. Для создания личного кабинета понадобится электронная подпись, оформленная на ИП или на руководителя юридического лица.
В заявлении на регистрацию нужно указать:
- Статус: производитель, импортер, оптовый или розничный магазин.
- Идентификационный номер налогоплательщика.
- e-mail для получения уведомлений.
- При наличии: ФИО доверенного лица.
Поданная заявка будет рассмотрена за 3 рабочих дня. Бизнесмены должны присоединиться к системе за 7 рабочих дней после открытия ИП или создания юрлица. Заявление на регистрацию будет отклонено, если форма регистрации заполнена не до конца или указаны недостоверные данные. Отказ будет получен, если заявление подал человек, не имеющий полномочий.
Требования для розничных магазинов
Каждому участнику рынка нужно получить электронную подпись. Она понадобится для создания личного кабинета, для формирования и подтверждения УПД. Для работы необходимо установить программу-криптопровайдер.
Онлайн-кассы должны поддерживать новый формат данных, утвержденный в январе 2020 года. Нужно обновить прошивку онлайн-кассы, если вы используете старую версию. Если техника не поддерживает обновление, придется заменить оборудование. Также следует заключить с ОФД договор о передаче данных.
работанные согласно требованиям системы Честный Знак. Оборудование быстро считывает маленькие 2D штрих-коды с упаковок табачных изделий. Точному распознаванию данных не мешает прозрачная бликующая пленка.
Как работать с электронным документооборотом
По правилам маркировки альтернативных табачных изделий, штрих-коды наносятся на штучную упаковку, на блоки и транспортную упаковку. Товары поступают от производителей и импортеров к оптовым дистрибьюторам, и затем в розничные магазины. На каждом этапе коды считываются, а информация передается в систему.
Как принимать товары:
- Получить заверенный УПД от поставщика.
- Сверить данные из УПД с фактическим поступлением товара.
- Подтвердить или отклонить УПД, принять решение о частичной приемке.
- Составить акт расхождения при частичной приемке товара.
- Поставщик вправе скорректировать УПД и прислать новый вариант.
Работать с УПД можно на сайте Честный Знак и в программе, интегрированной с сайтом. Для приемки товара или подписания акта нужна электронная подпись. Принимать товары можно и без сверки, подтвердив УПД автоматически, тогда ответственность за расхождения несет розничный магазин.
Что делать с остатками и списанием товара
Сигареты и папиросы вправе маркировать производитель или импортер. У оптовых и розничных магазинов нет технической возможности поставить остатки на учет: в личном кабинете недоступна эта функция. Табачные изделия не подлежат повторной маркировке. Остатки, не распроданные до 1 июля 2020 года, необходимо списать и вывести из оборота.
Кроме истечения указанного срока, магазин может списать товар по следующим причинам:
- бракованная продукция;
- утеря или хищение;
- таможенные процедуры во время экспорта;
- конфискация за нарушение правил торговли.
Введение обязательной маркировки табачных изделий переходит на финальный этап. Через год на рынке не останется немаркированной продукции. У оптовых и розничных магазинов, которые реализуют альтернативные табачные изделия, пока есть время на подготовку к работе по новым правилам.
Мы не советуем откладывать нововведения до последнего момента. Чем раньше вы перестроите бизнес-процессы, тем незаметнее окажется переход для вашей компании.