На 1 апреля 2023 года запланировано начало обязательной маркировки пива и слабоалкогольных напитков. Эксперимент по учету этой категории продукции уже идет, он завершится 28 февраля 2023 года. На основе полученных результатов будут разработаны общие правила маркировки. Мы подготовили последние новости о маркировке пива, актуальные на конец ноября 2022 года.
Зачем нужна обязательная маркировка пива
Введение цифровой маркировки пива поможет государству контролировать качество алкогольной продукции. Результаты исследований «Общественной потребительской инициативы» показывают, что качество 16% взятых образцов пивных напитков не соответствует нормативам.
Обнаруженные отклонения от стандарта:
- отсутствие солода в составе;
- наличие консервантов и красителей;
- неправильное пенообразование;
- недостаточная пеностойкость;
- нехарактерный вкус и запах.
По данным оператора ЦРПТ, контрафакт занимает 5-12% от объема товарооборота слабоалкогольной продукции. Система маркировки товаров в сочетании с ЕГАИС поможет окончательно очистить рынок от контрафакта. После запуска маркировки доходы легальных производителей пивных напитков вырастут за счет снижения конкуренции.
Наличие кода маркировки будет являться гарантией качества. У каждого потребителя появится возможность проверить информацию о товаре по штрих-коду. После сканирования маркировки в приложении «Честный ЗНАК» загрузится справка о производителе продукции, составе напитка и маршруте движения упаковки.
Эксперимент по контролю оборота пива
Новый эксперимент ЦРПТ по внедрению обязательной маркировки для пива и слабоалкогольных напитков начался в 2021 году. Окончание пилотного проекта запланировано на 28 февраля 2023 года. Как говорят новости, сейчас в нем участвует почти 24,5 тысячи производителей и продавцов пивной продукции.
Пилотный проект дает возможность протестировать разные технологии нанесения маркировки на тару. Проверке подлежат и правила учета маркированных товаров. В результате эксперимента будет выбрана самая эффективная технология работы. Участники испытаний бесплатно получают штрих-коды по заявкам.
В рамках нового проекта тестируется обмен данными между системами «Честный ЗНАК» и ЕГАИС. Интеграция систем поможет обеспечить строгий контроль за рынком алкоголя в России на федеральном уровне. Вести слабоалкогольных напиктов будет просто: бизнесменам не понадобиться передать данные в две разные системы миаркировки товаров.
Чтобы принять участие в эксперименте по маркировке пива, нужно отправить письмо согласия на адрес beer@crpt.ru. В письме следует указать ФИО специалиста, который будет ответственным за сотрудничество, и его контактные данные.
Что понадобится маркировать
По официальной информации от Минпромторга, маркировать нужно будет следующие категории пивной продукции:
- пиво с крепостью от 0,5-8,6%;
- безалкогольное пиво;
- напитки на основе солода в таре;
- напитки, полученные путем брожения, до 0,5%;
- яблочный сидр;
- грушевый сидр (пуаре);
- медовуха;
- сакэ;
- прочие слабоалкогольные напитки крепостью до 7%.
Полный список товарных групп и кодов ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС продукции, которую требуется маркировать, можно найти на сайте системы «Честный ЗНАКа». Форма и объем тары не имеет значения. Наносить отдельные штрих-коды будет обязательно на любую тару.
Этапы и сроки введения цифровой маркировки
МинПромТорг объявил следующие сроки введения маркировки пива в России:
- Маркировка пива стартует 1 марта 2023 года. В этот день на сайте системы «Честный ЗНАК» откроется регистрация для участников рынка.
- С 1 апреля 2023 года производители и импортеры пива будут обязаны наносить этикетки с кодами маркировки на тару.
- Также с 1 апреля 2023 года нужно будет начинать передачу данных об обороте продукции в специальной упаковке.
- С 1 октября 2023 года обязательной будет передача отчетов об обороте пива в стеклянной или пластиковой бутылках.
- С 15 января 2024 года нужно отчитываться об обороте пива в любых видах упаковки.
- С 1 июня 2024 года нужно начинать передавать данные о продаже пива на розлив.
Мы отслеживаем все последние новости о маркировке пивных напитков и сообщим, если Правительство РФ поменяет озвученные ранее сроки. Но вероятность этого небольшая, потому что пилотный проект проходит удачно. Мы рекомендуем участникам рынка начать готовиться к работе по новым правилам уже сейчас, не дожидаясь апреля.
Маркировка пива на розлив
Рестораны, бары и другие заведения, где продают пиво на розлив, будут обязаны отчитываться о списании кег. Представители ЦРПТ разработали рабочих процесса учета выбытия тары:
- Кега выходит из оборота после открытия, вне зависимости от оставшегося уровня пива.
- Собственник должен фиксировать каждый факт розлива пива из открытой кеги.
- Кега подлежит списанию только после опустошения.
Предложенные методы проходят тестирование во время эксперимента по добровольной маркировке пива. Какие правила станут обязательными для пивной отрасли, пока не известно, но мы продолжаем отслеживать последние новости. В любом случае владельцы будут обязаны списывать кеги на сайте ЦРПТ.
Штрих-коды для маркировки
Для контроля за товарооборотом будут применяться штрих-коды Data Matrix. Этот двумерный штрих-код позволяет зашифровать большое количество информации. В кодировке предусмотрена криптозащита от копирования. У каждой розничной упаковки пива будет уникальный штрих-код идентификации, по которому можно отслеживать ее маршрут.
Маркировка пива будет содержать следующую информацию:
- GTIN код категории товара;
- индивидуальный серийный номер упаковки;
- криптозащита против подделки и копирования.
Штрих-коды черного цвета требуется печатать на светлом фоне. Минимальный контраст этикетки для срабатывания сканера: 20-25%. Рекомендованный размер этикеток: не менее 13х13 мм.
Цена одной этикетки: 50 копеек без учета НДС. Если этикетка будет потеряна, за повторный заказ снова понадобится заплатить.
Как работает технология маркировки
Производители и импортеры получают штрих-коды для розничных упаковок. Они наносят коды на продуктах и вводят их в оборот. Перед отгрузкой партии собственник составляет универсальный передаточный документ (УПД).
Покупатель оптовой партии получает УПД по электронному документообороту. Для сверки данных проводится сканирование штрих-кодов принятой партии. Если информация в УПД указана верно, получатель заверяет документ электронной подписью. С этого момента меняется владелец в базе данных, и штрих-коды списываются с баланса продавца.
Розничные магазины, рестораны и бары принимают поставки по описанной схеме. Проданная на кассе упаковка автоматически выходит из оборота. ОФД передает информацию о продажах «Честному ЗНАКу». При продаже на розлив данные нужно передавать вручную.
Участники оборота получают штрафы за отсутствие маркировки на товаре и задержки при передаче информации в ЦРПТ. По постановлению правительства при нарушении в особо крупных размерах партия может быть конфискована.
Совместимость системы Честный ЗНАК с ЕГАИС
В России работает единая государственная информационная система (ЕГАИС) для учета продажи алкоголя. Торговля крепким алкоголем строго контролируется. Приемка и продажа каждой бутылки или банки учитываются с помощью контрольно-кассовой техники.
Торговля слабоалкогольными напитками контролируется менее жестко. Предприниматели могут учитывать приемку и списание пива вручную или с помощью специального ПО. Под строгим контролем находится только выбытие партий. Нововведения помогут государству взять рынок слабоалкогольных напитков под контроль. По кодам маркировки можно будет отслеживать маршрут каждой бутылки: от фабрики до розничной продажи пивной продукции.
ЕГАИС и «Честный ЗНАК» — это две разные системы. Когда в России будет введена обязательная маркировка пива, они будут работать совместно. При продаже продукции на кассе в ЕГАИС будет передаваться информация из «Честного ЗНАКа». Поэтому кассирам не понадобится сканировать акцизные марки. Для продажи алкоголя на кассе достаточно будет отсканировать этикетку с кодом Data Matrix.
Программное обеспечение для работы с маркировкой пива
Для начала работы с маркировкой пива нужно пройти регистрацию на сайте «Честного ЗНАКа». Чтобы зарегистрироваться на сайте ЦРПТ, требуется получить усиленную квалифицированную электронную подпись. Также для регистрации необходимо подготовить компьютер к работе с крипто-ключом. В комплект к электронной подписи входит инструкция по установке и настройке ПО.
Чтобы обмениваться документами с контрагентами, нужно подключить компанию к электронному документообороту (ЭДО). Сделать это желательно до момента регистрации, потому что в личном кабинете понадобится указать оператора ЭДО.
Бесплатно подключиться к ЭДО можно на сайте оператора «Честный ЗНАК». Также понадобится обновить программу онлайн-кассы и подписать соглашение с ОФД, чтобы проданные товары автоматически списывались с баланса организации.
Оборудование для маркировки пива
До 1 апреля участники рынка должны подготовиться к началу маркировки. Необходимо установить оборудование, подходящее для работы с кодами Data Matrix, и провести обучение сотрудников.
Какая техника понадобится розничному магазину:
- Усиленная электронная подпись понадобится для работы на сайте «Честный ЗНАК» и для электронного документооборота.
- Онлайн-касса с фискальным регистратором для торговли маркированными товарами.
- Сканер штрих-кодов 2D формата с технологией подавления бликов.
- Терминал сбор данных для автоматизации складского учета.
- Термотрансферный принтер этикеток для повторной маркировки товаров.
В каталоге компании MERTECH вы найдете 2D сканеры, терминалы сбора данных и принтеры, созданные специально для маркировки товаров в системе «Честный ЗНАК». При оформлении заказа на сайте MERTECH или у одного из наших дилеров доступны низкие цены от производителя. Доставка техники проводится по всей России. Оставьте заявку, и мы подберем готовое решение для вашего бизнеса.