С 1 августа 2025 года в России начинается эксперимент по маркировке мясной продукции. Проект по маркировке мяса и полуфабрикатов стартует по инициативе Минпромторга. Пока будет идти эксперимент, к нему смогут присоединиться желающие представители отрасли. Расскажем, как будет проходить проект по маркировке мясной продукции, как можно к нему присоединиться, и какое оборудование понадобится для работы.
Цели пилотного проекта
Минпромторг планирует ввести маркировку мясной продукции, чтобы защитить потребителей от контрафакта. Сейчас контрафакт занимает до 14% рынка. Употребление некачественного мяса и полуфабрикатов приводит к серьезным проблемам со здоровьем. Маркировка мясной продукции по правилам «Честного ЗНАКа» будет гарантировать качество товаров.
По кодам Data Matrix можно будет контролировать соблюдение сроков годности продукции. Чтобы получить специальные коды, производители и импортеры должны будут указывать сроки годности. Когда для мясной продукции будет введен разрешительный режим, розничные магазины не смогут больше торговать просроченными товарами. Касса будет проверять информацию по маркировке и блокировать продажу просрочки.
Цели реализации проекта:
- Развитие единой системы для отслеживания продукции.
- Подготовка нормативных регламентов для участников отрасли.
- Очистка рынка от нелегальной и опасной продукции.
- Внедрение инструментов для контроля за товарооборотом.
- Повышение прибыли честных производителей и импортеров.
Обязательная маркировка мясной продукции сделает рынок прозрачным. У покупателей появится возможность проверять информацию в приложении «Честного ЗНАКа». После сканирования кодов будет доступна информация о производителе или импортере. Система покажет, какой путь прошел товар, прежде чем оказаться на прилавке.
В приложении можно будет увидеть всех промежуточных владельцев продукции и проверить срок ее годности. Если информация о товаре не будет найдена в системе, в приложении можно будет оставить жалобу на магазин.
Отличие от ТР ТС
Не стоит путать систему «Честный ЗНАК» с маркировкой продукции по Техническим регламентам Таможенного союза. Для мясной продукции и других видов продуктов действует ТР ТС 022/2011.
Требования «Честного ЗНАКа» не отменяют, а дополняют действие Технического регламента. Поставщики должны будут маркировать все категории мясной продукции по регламенту, а также наносить коды Data Matrix и вести учет по правилам «Честного ЗНАКа».
Расписание пилотного проекта
Тестирование новых правил учета продукции будет проходить в два этапа:
Этап | Виды продукции | Дата начала | Дата окончания |
---|---|---|---|
I этап | Изделия из мяса в потребительской упаковке: колбасы, сосиски, паштеты и т.д. | 01.08.2025 | 28.02.2026 |
II этап | Свежие и замороженные полуфабрикаты в потребительской упаковке: пельмени, котлеты, фарш и т.д. | 01.10.2025 | 31.08.2026 |
Маркировке подлежат продукты в потребительской упаковке. Требования «Честного ЗНАКа» пока не распространяются на виды продукции, которые продают на развес.
- мясо крупного рогатого скота;
- свинина;
- баранина;
- козлятина;
- мясо домашней птицы;
- мясо и филе рыбы;
- ракообразные и моллюски;
- жир свиной и домашней птицы;
- мясо северных оленей;
- прочие виды продукции в упаковке, включая полуфабрикаты.
После окончания пилотного проекта по маркировке мясной продукции будут введены требования для всех участников рынка. Когда она станет обязательной, за отказ от работы в системе будут налагаться штрафы. Представители отрасли, которые будут участвовать в проекте, смогут наладить процессы под руководством экспертов ЦРПТ. Участие в тестировании дает возможность плавно адаптироваться к новым требованиям и избежать штрафов в будущем.
Как стать участником тестирования
У Минпромторга нет особых требований к участникам рабочей группы. Присоединяться к проекту могут производители, импортеры, торговые сети и отдельные розничные магазины. Участие в нем строго добровольное. Представители отрасли могут не принимать участие в маркировке, пока она не обязательная.
Чтобы стать участником пилотного проекта по маркировке мясной продукции, нужно будет подать заявку на email, указанный на сайте «Честного ЗНАКа». На данный момент на сайте нет страницы по маркировке мясной продукции и контактов для связи. Ожидается, что эта информация будет опубликована после запуска пилотного проекта.
Как подготовить бизнес к маркировке
Все участники пилотных проектов работают в тестовом контуре «Честного ЗНАКа». Инструкции по началу работы они получают после одобрения заявки. Члены рабочей группы находятся на связи с координаторами проекта.
Для работы в системе понадобится оформить электронную подпись. Она нужна для регистрации на сайте, заключения сделок с контрагентами и подписания документов. Без нее не получится выполнять требования по работе в системе.
Пошаговая инструкция по подготовке к маркировке мясной продукции:
- Зарегистрировать аккаунт на портале «Честного ЗНАКа».
- Подключить электронный документооборот для бизнеса.
- Заключить с ОФД соглашение об учете выбытия маркированной продукции.
- Проверить, что прошивка кассы и товароучетная система поддерживают нужные функции по работе с кодами Data Matrix. Если нет, выбрать другое программное обеспечение.
- Установить оборудование для работы с кодами Data Matrix на упаковках продукции.
- Рассказать о маркировке сотрудникам и научить их работать по новым требованиям.
- Протестировать работу по новым требованиям и исправить ошибки.
Участие в пилотном проекте по маркировке мясной продукции дает преимущества перед другими компаниями. Члены рабочей группы смогут наладить учет продукции и автоматизировать рабочие процессы под контролем экспертов. К окончанию проекта у них будет полный набор инструментов для работы по новым требованиям.
Торговое оборудование для учета мясной продукции
Представителям отрасли будут нужны технические решения для ведения учета продукции. Чтобы работать с кодами по утвержденным требованиям, понадобятся.
- 2D-сканеры штрих-кодов. 2D-сканеры будут нужны для продажи мясной продукции через кассу розничного магазина. Чтобы добавить товар в чек, нужно будет отсканировать 2D код Data Matrix с упаковки продукции.
- Терминалы сбора данных (ТСД). Когда магазин работает с большим объемом продукции, эффективно вести учет можно с помощью ТСД. Терминал сбора данных дает возможность работать с документами онлайн. В конструкции есть встроенный 2D-сканер. С его помощью удобно проверять данные о продукции по штрих-кодам.
- Принтеры этикеток. Заказывать этикетки от «Честного ЗНАКа» должны будут поставщики продукции (производители и импортеры). Поскольку мясо и полуфабрикаты нужно хранить в морозильных камерах, лучше использовать термотрансферные принтеры. Они печатают долговечные этикетки, которые хорошо выдерживают перепады температуры и не портятся от конденсата на упаковке.
Компания MERTECH предлагает технические решения для участников оборота мясной продукции. Чтобы заказать оборудование по цене от производителя, оставьте заявку на сайте. Мы быстро подберем для вас комплект и доставим оборудование по России.
Заключение
Пилотный проект по маркировке мясной продукции поможет Минпромторгу и участникам отрасли подготовиться к цифровой маркировке. Члены рабочей группы будут тестировать технические и программные решения. На основе результатов пилотного проекта будет создан регламент для мясной продукции. У всех представителей отрасли есть шанс повлиять на итоговые требования.
Цифровая отчетность поможет очистить рынок мясной продукции от фальсификата. Бизнесмены могут начать готовиться сейчас, чтобы избежать дополнительных расходов и без спешки отладить процессы. Участие в пилотном проекте добровольное и бесплатное.