Система маркировки «Честный ЗНАК» создана, чтобы мониторить движение товаров и бороться с контрафактом. Каждой товарной единице присваивается код, по которому можно отслеживать ее маршрут. Импортеры обязаны наносить коды маркировки на товары, чтобы ввозить их в Россию. Рассказываем, как работает маркировка импорта «Честный ЗНАК», и как импортеру подключиться к системе.
Как работает обязательная маркировка импорта
Импортеры должны соблюдать те же правила маркировки, что и российские производители. Когда вводится обязательная маркировка для новой категории товаров, участникам рынка запрещается ввозить немаркированную продукцию в Россию. Импортеры должны маркировать товары, вводить коды в оборот, отчитываться о продажах или списании по другим причинам.
На какие виды товаров распространяется обязательная маркировка:
Категория | ТН ВЭД | Дата начала маркировки |
---|---|---|
Табак | 2402 | 1 июля 2019 года |
Лекарства | 3004, 3002 | 1 октября 2019 года |
Альтернативная табачная продукция | 2402, 2403 11 000 00, 2403 19 100 0, 2403 99 100 0 | 1 июля 2020 года |
Обувь | 6401 — 6405 | 1 июля 2020 года |
Парфюмерия | 3303 00 | 1 октября 2020 года |
Фототехника | 9006 (исключения: 9006 91 000 0, 9006 99 000 0) | 1 октября 2020 года |
Шины | 4011 | 1 ноября 2020 года |
Все категории верхней одежды | 6201 — 6202 (исключение: 4304) | 1 января 2021 года |
Все категории верхней одежды | 6201 — 6202 (исключение: 4304) | 1 января 2021 года |
Прочие категории одежды | 6101 — 6106, 6110 — 6113, 6211 — 6215, 4304 00 000 0 | 1 января 2021 года |
Белье для дома | 6302 | 1 января 2021 года |
Молочная продукция | 0401 — 0406, 210500, 2202999100 — 2202999900 | 1 июня 2021 года |
Бутилированная вода | 2201 | 1 декабря 2021 года |
Обязательная маркировка распространяется и на параллельный импорт. Так называется доставка товаров в Россию без разрешения правообладателя. Параллельный импорт осуществляется не напрямую, а через посредников. Чтобы пройти растаможку, нужно нанести маркировку согласно российскому законодательству. По параллельному импорту можно ввозить лекарства, все виды одежды и обуви, парфюмерию и другие виды товаров.
Чтобы ввозить импортную продукцию, нужно заранее описывать товары и наносить этикетки. Если этого не сделать или допустить ошибку в процессе, партия не пройдет растаможку.
Порядок передачи отчетов зависит от того, является ли страна производства товаров участником ЕАЭС. Если государство входит в ЕАЭС, можно вносить отчеты напрямую в «Честный ЗНАК». При импорте из других государств нужно указать сведения о маркировке в декларации. На следующем шаге информацию необходимо передавать в систему мониторинга.
Что понадобится для работы с маркировкой
Маркировка импорта требует предварительной подготовки. Чтобы начать работать в системе, вам понадобится:
- Усиленная квалифицированная электронная подпись. УКЭП нужна для регистрации на сайтах и подписания документов. Получить ее можно в аккредитованном удостоверяющем центре.
- Программное обеспечение для работы. Вы получите список ПО и драйвера для работы вместе с УКЭП.
- Членство в ассоциации «ЮНИСКАН/ГС1 РУС». При импорте меховых изделий требуется также заключить договор с АО «Гознак».
- Подключение к электронному документообороту. Вам понадобится заключить договор с оператором ЭДО и подписывать электронные накладные с контрагентами. Это необходимо, чтобы отслеживать смену собственника при обороте товаров.
- Регистрация в «Честном ЗНАКе». Регистрация нужна, чтобы заказывать коды маркировки и отчитываться об обороте продукции.
- Товароучетная программа. Работать с маркировкой можно в интерфейсе товароучетной системы. Соответствующий функционал есть в 1С и других популярных программах.
- Регистратор эмиссии. Чтобы получить доступ к регистратору эмиссии, необходимо подать заявку на сайте «Честного ЗНАКа». Эта услуга бесплатная для всех участников оборота.
- 2D-сканеры штрихкода. 2D-сканеры понадобятся для проверки кодов, чтобы не допускать ошибок в отчетности.
- Терминалы сбора данных. ТСД помогают автоматизировать работу. С их помощью можно выполнять все учетные операции в несколько раз быстрее. Для работы во влажных или пыльных помещениях подходят ТСД с уровнем защиты корпуса не ниже IP65.
- Принтеры этикеток. При импорте лучше использовать промышленные принтеры, которые могут печатать 20 000 и более этикеток за смену. С их помощью можно быстро маркировать оптовые партии.
Подключение к электронному документообороту
Чтобы начать работать с маркировкой, следует заключить договор с оператором ЭДО. Выбранный оператор должен быть в белом списке ФНС. Импортеры работают с двумя основными форматами электронных документов: УПД и таможенная декларация.
Универсальный передаточный документ (УПД) заменяет стандартную накладную. Он содержит список кодов маркировки, которые входят в оптовую партию. Импортер обязан подписывать УПД с каждым контрагентом.
Таможенная декларация оформляется при ввозе товаров в Россию. Информация о маркировке указывается в графе 31. Заполнять графу нужно, если товары изготовлены за пределами ЕАЭС.
Вступление в «ЮНИСКАН/ГС1 РУС»
Учетом всех категорий продукции занимается международная ассоциация GS1. Для учета товаров используется GTIN — это глобальный номер товарной позиции. В России работает подразделение GS1 — «ЮНИСКАН/ГС1 РУС». Генерация кодов маркировки выполняется на основе присвоенных GTIN.
Чтобы получить этикетки, нужно стать участником «ЮНИСКАН/ГС1 РУС» и описать товары для Национального каталога. Импортеры должны заполнять полные описания по шаблонам. Какую информацию понадобится указать, зависит от категории продукции.
Как стать членом ассоциации «ЮНИСКАН/ГС1 РУС»:
- Заполнить заявление на сайте ассоциации.
- Подписать документ с помощью УКЭП.
- Подождать, пока заявка будет обработана.
- Получить счет и оплатить членский взнос.
- Получить письмо с данными для входа в систему.
- Авторизоваться на сайте ассоциации.
Заявление будет рассмотрено экспертами в течение 4 рабочих дней. Можно подать обращение в бумажном виде. В этом случае документ нужно заверить подписью и печатью, а затем отправить его по адресу организации. Участники ассоциации ежегодно обязаны платить членские взносы.
Импортер может создавать описания товаров на сайте ассоциации. Описывать продукцию можно вручную, следуя подсказкам на сайте. Но быстрее будет создать их автоматически с помощью 1С или другой программы.
Подписание договора с АО «Гознак»
Импортеры меховых изделий должны подписывать договор с АО «Гознак». Это ведомство выдает коды индивидуальной защиты для шуб и другой одежды из натурального меха. Цветные этикетки содержат радиометки, которые можно распознавать с помощью ТСД. Если одежда изготовлена в ЕАЭС, этикетка будет зеленой, а если за его пределами, знак будет красным.
Как заключить соглашение с АО «Гознак»:
- Открыть сайт организации.
- Загрузить типовое соглашение.
- Прочитать текст документа.
- Выбрать установленную УКЭП.
- Заполнить файл «Дополнительные сведения».
- Подписать договор с помощью УКЭП.
- Отправить документ на утверждение.
- Дождаться проверки заявления.
- Сохранить копию подписанного договора.
Заказывать коды маркировки для меховых изделий можно на сайте «Честного ЗНАКа». Но если у вас не будет договора с АО «Гознак», заявки на генерацию кодов будут отклонены.
Сроки регистрации импортеров в системе
За 7 календарных дней с момента регистрации бизнеса, связанного с импортом маркированного товара, нужно создать аккаунт в «Честном ЗНАКе». Без регистрации нельзя передавать в систему отчеты об обороте товаров. В течение 7 дней нужно подать заявку на членство в «ЮНИСКАН/ГС1 РУС» и заполнить карточки для Национального каталога.
За 21 календарный день с момента регистрации в «Честном ЗНАКе» нужно подать заявление на выдачу регистратора эмиссии. Оператор системы рассмотрит заявку и отправит вам прибор, либо предоставит удаленный доступ с помощью облачных технологий.
За 2 календарных месяца после регистрации в учетной системе нужно подготовить собственные программно-аппаратные средства для работы.
Как работать с кодами маркировки
Маркировка товаров выполняется с помощью кодов DataMatrix. Исключением являются меховые изделия, для учета которых используются радиочастотные метки. DataMatrix — это двумерный код с криптографической защитой. Каждый код используется однократно и выходит из оборота вместе с товаром.
Импортеры должны наносить коды DataMatrix на каждую товарную единицу. При импорте больших партий формируются коды-агрегаты. Они содержат перечисление кодов маркировки всех товаров, которые находятся внутри упаковки. Коды-агрегаты могут быть многоуровневыми, что упрощает растаможку оптовых партий. Сгенерировать их можно на сайте «ЮНИСКАН/ГС1 РУС» или через товароучетную программу.
Как маркировать импортную продукцию
Импортер должен заказать коды маркировки в «Честном ЗНАКе». Полученные файлы необходимо отправить производителю товара. Сотрудники компании-производителя должны наклеить этикетки на товары и транспортные упаковки. Производитель должен внести использованные коды в УПД и переслать документ импортеру, а продукцию отправить на таможню. Импортер должен заполнить декларацию. После этого оптовая партия может пройти растаможку и поступить в оборот.
Импорт из ЕАЭС
При импорте из ЕАЭС можно сразу вносить отчеты в систему мониторинга. Маркировать оптовые партии можно на любом из складов:
- Производительский склад — расположен на территории другого государства.
- Консолидированный склад — принадлежит иностранной компании, но расположен в РФ.
- Таможенный склад — расположен на границе РФ.
Многие импортеры предпочитают наносить этикетки на таможенном складе, куда поступает товар из разных стран. Наклеивать этикетки на консолидированном складе удобно при ввозе небольших оптовых партий.
Импорт из других государств
Если вы организуете импорт из государств, которые не входят в ЕАЭС, товары должны поступать на таможню уже промаркированными. Информация о маркировке должна быть указана в графе 31 декларации. Маркировать товары можно на производительском или консолидированном складе. Коды нужно вносить в систему после растаможки оптовой партии.
Ответственность за нарушения
За неправильное нанесение маркировки, а также указание неверной или неполной информации о товаре полагается штраф: для ИП — от 5 000 до 10 000 руб, для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб. Оптовая партия, оформленная с нарушениями, подлежит конфискации.
Если на продукции нет этикеток с маркировкой, штрафы будут следующими: для физических лиц – от 2 000 до 4 000 руб., для ИП — от 5 000 до 10 000 руб, для юридических лиц — от 50 000 до 300 000 руб. Оптовая партия также подлежит конфискации.
За повторные нарушения при ввозе маркированных товаров можно получить штраф в размере до 300 000 руб. Оформленная с нарушениями партия подлежит конфискации. Если стоимость партии превышает 1,5 млн. рублей, и импортер не впервые нарушает закон, ему грозит лишение свободы сроком до 3 лет.
Выводы
- Импортеры должны маркировать товары при ввозе в Россию. Это обязательное требование распространяется на обычный и параллельный импорт.
- Для импортеров действуют те же правила работы, что и для российских производителей.
- Импортеры должны регистрироваться в «Честном ЗНАКе» и ассоциации «ЮНИСКАН/ГС1 РУС». Для ввоза меховых изделий нужно заключить договор с АО «Гознак».
- Чтобы работать с маркированной продукцией, требуется оформить УКЭП и подключиться к электронному документообороту.
- На каждую товарную единицу должен быть нанесен код DataMatrix. Чтобы упростить сдачу отчетности, можно создавать коды-агрегаты для транспортных упаковок.
- Информация о маркировке должна быть указана в графе 31 декларации. При ввозе партий из ЕАЭС можно вносить информацию напрямую в «Честный ЗНАК».
- Для работы понадобятся 2D-сканеры штрихкодов, терминалы сбора данных и принтеры этикеток.