С 1 апреля 2021 г. в России начинается эксперимент по маркировке слабоалкогольных напитков. Эксперимент распространяется на пиво и другие напитки, полученные по технологии брожения. В проекте пока могут принимать участие только производители. Ожидаемая длительность проекта: до 31 августа 2022 года.
Цель маркировки слабоалкогольных напитков
Цифровая маркировка слабоалкогольных напитков вводится для борьбы с контрафактом. Глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что нелегальная продукция занимает 5-12% этого рынка. Некачественная продукция наносят вред здоровью потребителей.
Торговля контрафактным алкоголем приводит к тому, что государство не получает часть прибыли от акцизов. Потери бюджета за 2020 год оцениваются в 22 миллиарда рублей. Часть прибыли не получают и легальные производители. После введения системы контроля доходы пивных заводов могут вырасти на 2,5-3 миллиарда рублей.
Условия проведения эксперимента
Условия пилотного проекта регламентирует Постановление Правительства №204 от 17.02. 2021. В проекте могут участвовать производители пива или других слабоалкогольных напитков. Участие в эксперименте добровольное.
Какие товары участвуют в эксперименте
Эксперимент распространяется на следующие товары:
- пиво крепостью до 0,5%;
- безалкогольное пиво;
- игристый сидр;
- неигристый сидр;
- грушевый сидр;
И прочие слабоалкогольные напитки с концентрацией спирта до 7%.
Какие штрих-коды будут использоваться
Для маркировки слабоалкогольных напитков будет использоваться 2D штрих-код Data Matrix. Этот штрих-код используется в качестве акцизных марок. Штрих-коды нужно будет заказывать на сайте «Честный ЗНАК».
Коды маркировки нужно будет наносить на каждую единицу продукции и на оптовую тару. Каждый штрих-код будет содержать 14 цифр GTIN, 13 цифр индивидуального серийного номера, 4 цифры кода проверки.
Покупатели смогут проверять легальность алкогольных напитков в приложении «Честный ЗНАК». Чтобы получить информацию о товаре, достаточно провести сканирование этикетки смартфоном.
Преимущества участия в эксперименте
Во время пилотного проекта за генерацию штрих-кодов не нужно платить. Каждый из участников проекта получает доступ к результатам других членов рабочей группы. У участников эксперимента есть возможность досрочно:
- Наладить процесс маркирования товаров.
- Выбрать, установить, протестировать оборудование.
- Определить удобный способ нанесения штрих-кодов.
- Перестроить бизнес-процессы предприятия.
- Подключиться к системе электронного документооборота.
- Провести обучение ключевого персонала.
При любых проблемах участники получают поддержку консультантов от ЦРПТ. Мнение участников тестирования будет учитываться при составлении правил обязательной маркировки пива.
Как стать участником эксперимента
На сайте «Честный ЗНАК» пока нет свободной регистрации для изготовителей слабоалкогольных напитков. Чтобы стать участником пилотного проекта, направьте электронное письмо на адрес beer@crpt.ru.
Получателем укажите Николая Гладкова, руководителя товарной группы «пиво и пивные напитки» ЦПРТ. В письме перечислите товары, которые вы планируете маркировать. ЦРПТ не ограничивает участие в проекте для маленьких компаний. Но предпочтение отдается заводам, где применяется несколько типов упаковки.
После одобрения заявки для участника проекта будет создан личный кабинет на сайте ЦРПТ. Все участники получают доступ к рабочим и проектно-экспертным группам, к техническим документам. В личном кабинете можно будет заказывать коды и вводить в оборот. За каждым участником будут закреплены менеджер проекта, технический руководитель, специалист по рабочим процессам.
Ответы на популярные вопросы
— Для чего нужен эксперимент по цифровой маркировке пива?
На основе результатов проекта будут созданы правила по обязательной маркировке пива. Когда это произойдет, нанесение штрих-кодов станет обязательным для всех производителей. Вероятно, что дистрибьюторы и розничные магазины также будут обязаны промаркировать остатки.
— Как правильно наносить штрих-коды на пиво?
Для нанесения штрих-кода нужна свободная площадь размером 13*13 мм. Место для нанесения не регламентируется.
— Какое оборудование нужно установить на линии?
Для маркировки слабоалкогольных напитков можно использовать принтеры этикеток, аппликаторы для этикетирования, системы технического зрения.
— Как поступить импортеру пива?
При отборе участников эксперимента предпочтение отдается отечественным заводам. Импортеры могут подавать заявки на участие. После введения обязательной маркировки импортные товары нужно будет маркировать на таможенных складах. Другой вариант: договориться с иностранным заводом о нанесении штрих-кодов на производстве.