С 12 февраля 2024 года в России начнется эксперимент по обязательной маркировке консервов. В качестве оператора проекта выступает ЦРПТ. Эксперимент проводится на основе Постановления Правительства № 105 от 2 февраля 2024 года. Документ уже подписал премьер-министр России Михаил Мишустин. Мы расскажем, для каких целей вводится обязательная маркировка консервов, какие товары участвуют в эксперименте и как присоединиться к проекту.
Цели проведения эксперимента
Правительство РФ решило начать эксперимент по маркировке консервов из-за большого объема контрафакта на рынке. Пилотные проекты традиционно начинаются перед введением маркировки новой категории товаров. Они дают возможность протестировать разные методы нанесения кодов на упаковки. После окончания эксперимента будут объявлены требования к участникам рынка и сроки их введения.
Маркировку консервов планируется ввести как часть стратегии по противодействию нелегальному обороту продуктов питания. Стратегию борьбы с контрафактом планируется реализовать до 2025 года.
По заявлению Министерства финансов, нелегальная продукция занимает 11-40% рынка консервов (процент зависит от товарной группы). Статистика от Роскачества подтверждает наличие проблем. Проведенные исследования показывают, что 25% производителей консервов заменяют шпроты на более дешевую рыбу.
Система о «Честный ЗНАК» отслеживает путь каждой упаковки: от завода или таможни до прилавка розничного магазина. Для идентификации продукции используются коды DataMatrix. В 2D кодах можно зашифровать информацию о производителе, составе и сроке годности. Наличие штрихкода на упаковке гарантирует подлинность товаров. После введения маркировки покупатели будут защищены от просрочки и продуктов с неизвестным составом.
Какие товары участвуют в эксперименте
Список продуктов, которые будут участвовать в эксперименте, включает большое число товаров повседневного спроса. Эти продукты входят в потребительскую корзину почти каждого гражданина России. Приоритетной задачей государства является контроль их качества и безопасности.
Какие товарные группы будут участвовать в проекте:
Товарная категория | ТН ВЭД |
---|---|
Готовые продукты и консервы из мяса | 1602 |
Готовые продукты и консервы из рыбы | 1604, кроме 1604 31 000 0 и 1604 32 00 |
Готовые продукты и консервы из раков и моллюсков | 1605 |
Овощи, фрукты и орехи свежие | 2001 |
Томаты (помидоры) | 2002 |
Грибы, в том числе трюфели | 2003 |
Прочие категории овощей | 2005 |
Консервированные с добавлением сахара фрукты, овощи, орехи, плодовая кожура | 2006 00 |
Джемы, желе, мармелады, пюре и паста | 2007 |
Фрукты и съедобные части растений, приготовленные или консервированные по другим технологиям. | 2008, кроме 2008 11 и 2008 19 |
Гомогенизированные готовые продукты питания | 2104 20 00 |
В эксперименте не участвуют консервы, предназначенные для питания детей в возрасте до 1 года. Эта группа товаров входит в список исключений. На детское питание не будут распространяться требования первого этапа.
Мнение представителей бизнеса
По заявлению представителей ЦРПТ, на данный момент все готово к началу пилотного проекта по маркировке консервов. Оператор системы подчеркивает готовность принимать обратную связь и поддерживать диалог с сообществом. Некоторые из крупнейших участников рынка уже рассказали журналистам свое мнение о новой инициативе.
Председатель «Рыбного союза» ожидает, что по итогам проекта получится найти лучшие решения для производителей. Он выразил надежду на то, что переход к обязательной маркировке товаров будет простым, и это приведет к реальному решению проблем с фальсификатом и контрафактом.
Директор ассоциации «Объединение мясопереработчиков» выразил поддержку новой инициативы и заявил о намерении принять участие в проекте.
Как присоединиться к инициативе
В рамках эксперимента будет отработан порядок взаимодействия между участниками рынка. ИП и компании, которые станут участниками проекта, смогут внедрить систему маркировки с помощью специалистов. Они смогут наладить учет продукции, взаимодействие с поставщиками, оптовыми и розничными покупателями.
Пилотный проект по маркировке консервированных продуктов будет продолжаться до 31 августа. Для участников инициативы генерация штрихкодов будет бесплатной. Присоединиться к запуску могут компании и ИП, работающие с консервированной продукцией. Участие в пилотном проекте является добровольным.
Чтобы присоединиться к инициативе, нужно подать заявку на сайте «Честный ЗНАК». Для начала работы понадобится оформить электронную подпись, подключить электронный документооборот и установить технику для работы с маркировкой. Малому бизнесу понадобятся принтеры этикеток для печати штрихкодов и 2D сканеры для проверки данных. Заказать все необходимое вы можете на сайте MERTECH.