Единая государственная информационная система (ЕГАИС) была создана для контроля продажи алкоголя. По аналогичной схеме контролируется торговля сигаретами и древесиной. Эти системы были созданы для борьбы с контрафактом, для ведения электронного учета. Рассмотрим главные правила торговли алкоголем, табаком и лесом в 2019-2020 годах.
Торговля алкоголем
С 1 января 2019 г. изменены правила торговли алкоголем. Раньше акцизные марки выдавались на партию товара. Это приводило к дублированию информации. Кассиры могли сканировать одну бутылку несколько раз. Новая маркировка – это штрих-коды с уникальным идентификатором.
В кодировке зашифрованы данные:
- Наименование товара.
- Вид алкогольного напитка.
- Объем тары (бутылки, банки).
- Процентное содержание спирта.
- Завод-производитель.
- Страна изготовления.
После введения новых кодов обновлена электронная система учета. Принят Регистр №3, который содержит информацию о каждом уникальном коде. Этот Регистр обеспечивает помарочный учет продукции. Регистр №2 не отменен, так как в обороте остались товары со старой маркировкой.
Продажа табачных изделий
В 2019 году введена обязательная маркировка табачных изделий. Для маркировки используется 2D штрихкод Data Matrix. В нем зашифрована следующая информация:
- Криптокод проверки.
- Номер единицы продукции (пачки, блока, коробки).
- Информация о производителе (код GTIN).
Уникальные штрих-коды можно получить в ЦРПТ (Центре Развития Перспективных Технологий). Импортная продукция должна быть промаркирована до пересечения границы.
Обязательная маркировка выгодна участникам рынка. Государство получает больше прибыли от акцизов. Производители увеличивают продажи за счет ухода конкурентов с рынка. Бизнесмены получают инструменты для электронного учета. Клиенты получают доступ к сертифицированной продукции, которая наносит меньше вреда здоровью.
Сделки с древесиной
В 2019 году обязательный учет распространяется на 24 позиции пиломатериалов. При продаже леса физическим лицам, их регистрация в системе не требуется. При сделках между компаниями, покупатель должен стать участником проекта. С 23 января 2019 г. информация о продаже леса отправляется в контролирующие ведомства (ФНС, МВД, Росфинмониторинг, ФТС). Это нужно для борьбы с нелегальными поставщиками леса.