Импортеры должны маркировать алкогольную продукцию, ввезенную в Россию. Если это правило не соблюдается, товары считаются контрафактными. Продажа алкоголя без специальных марок приводит к административной или уголовной ответственности. Мы расскажем вам о требованиях к маркировке импортного алкоголя и санкциях за нарушения.
Законодательная база по маркировке алкоголя
Требования к маркировке импортного алкоголя содержатся в Постановлении Правительства РФ № 2348 от 29 декабря 2020 г. Согласно тексту документа, импортеры обязаны маркировать все виды алкоголя, которые они ввозят в Россию. Это требование распространяется на слабоалкогольные и на крепкие напитки.
Для маркировки алкоголя с 2021 года используются федеральные специальные марки (ФСМ). Они заменили акцизные марки, которые использовались ранее. Наносить ФСМ на товары должны не только импортеры, но и российские производители. Наличие ФСМ подтверждает, что продукция легально находится в обороте. В ФСМ зашифрована информация для контроля за поставщиками.
ФСМ содержит два типа штрих-кодов:
- DataMatrix, который наносят на Гознаке. В нем зашифрованы серия и номер самой марки. Эта информация не передается в базу данных ЕГАИС.
- PDF417, который наносит импортер или российский завод. Владелец продукции передает информацию об этом коде в ЕГАИС.
По действующему законодательству, импортеры должны наносить ФСМ на алкоголь до момента ввоза в Россию. Правительство РФ планирует изменить порядок маркировки импортного алкоголя. С 2026 года импортеры будут обязаны наносить ФСМ на территории страны.
Изменение порядка маркировки импортного алкоголя
В связи с актуальной геополитической обстановкой, многие страны вводят санкции против России. Есть вероятность, что другие страны будут ограничивать маркировку товаров для ввоза в Россию на своей территории. Чтобы избежать перебоев с поставками импортных товаров, Правительство РФ стремится перенести как можно больше процессов внутрь страны.
Министерство финансов РФ разработало поправки к действующему законодательству. Нанесение ФСМ на импортный алкоголь планируется перенести на территорию России. Это поможет снизить нагрузку на импортеров, упросить процедуру и защититься от возможных рисков.
Эксперимент по нанесению ФСМ на импортный алкоголь на территории России проводится с 2021 года. Результаты эксперимента показывают, что импортеры легко адаптируются к новым условиям и перестраивают бизнес-процессы. Эксперимент будет продолжаться до 2026 года. К проекту еще можно присоединиться, чтобы постепенно адаптироваться к новым требованиям.
Изменения в законодательстве с 2026 года
С 1 сентября 2025 года изменится редакция Федерального закона № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 г. Этот закон описывает государственное регулирование производства и оборота алкоголя. Согласно новой версии закона, импортеры будут обязаны маркировать алкоголь на территории России.
Раньше импортеры должны были наносить ФСМ на алкогольную продукцию до ввоза в страну. С 1 марта 2026 года, наоборот, маркировать товары нужно будет исключительно в пределах страны. В новой версии закона прописано, что Правительство РФ оставляет за собой право устанавливать требования к площадкам, где импортеры могут маркировать продукцию. Новая редакция закона также описывает правила перевозки товаров от границы до пункта, где на него будет нанесена маркировка. Государственное регулирование каждого этапа логистической цепочки сделает рынок прозрачным.
Некачественный алкоголь наносит серьезный вред здоровью потребителей. Правительство РФ планирует усилить контроль за подлинностью и качеством импортных товаров. Новая редакция закона защищает права потребителей и дает импортерам возможность заранее подготовиться к нововведением.
Наносить ФСМ строго на территории России нужно будет с 1 марта 2026 года. У участников рынка есть время, чтобы подготовиться к изменениям и найти новую площадку для маркировки товаров. Бизнесменам дается достаточно времени, чтобы перестроить логистические цепочки и наладить процесс нанесения ФСМ с нуля.
Санкции за продажу импортного алкоголя без маркировки
За отсутствие ФСМ на алкогольной продукции наступает административная ответственность по ст. 14.16 КоАП РФ. За нарушение ИП может получить штраф на сумму до 200 000 руб., а компания — на сумму до 500 000 руб. При первом нарушении штрафы обычно меньше, чем при повторном.
Уголовная ответственность по ст. 171.1 УК РФ наступает, если маркировка отсутствует на крупной партии товаров. Максимальная сумма штрафа в этом случае составляет до 500 000 руб. Также за нарушение суд может назначить принудительные работы или до 3 лет лишения свободы. Но если суд докажет, что нарушение было совершено организованной группой лиц, максимальная сумма штрафа увеличивается до 800 000 руб., а время лишения свободы — до 6 лет.
Торговое оборудование для маркировки
Компания MERTECH предлагает 2D сканеры штрих-кодов и терминалы сбора данных для учета продукции, а также принтеры этикеток для ФСМ.
В каталоге есть термопринтеры и термотрансферные принтеры, на которых можно печатать марки со штрих-кодами PDF417 и Data Matrix. Наши принтеры печатают этикетки в разрешении 203 DPI и 300 DPI со скоростью от 100 мм/сек. Модели автоматическим с отделителем этикеток ускоряют маркировку больших оптовых партий.
Мы предлагаем современные 2D сканеры, которые могут распознавать этикетки с кодами PDF417 и Data Matrix даже при слабом освещении. Высокочувствительные сканеры считывают частично поврежденные или выцветшие коды. Для эффективного учета больших объемов продукции лучше использовать терминалы сбора данных. На ТСД можно работать с учетными документами онлайн и редактировать их в групповом режиме (после установки приложения для складского учета).
При покупке торгового оборудования на сайте компании MERTECH действуют самые низкие цены от производителя. Оставьте онлайн-заявку, и мы подберем для вас комплект техники.