С 1 мая 2025 года начнется обязательная маркировка упакованной косметики. В список товаров, которые нужно маркировать входит мыло ручной работы и другая косметика, которую производят в домашних условиях. Согласно закону об упрощенном налоговым режиме, раньше самозанятые могли продавать косметику ручной работы, если они сделали ее сами, без привлечения наемных работников. Рассказываем, какие изменения ожидают самозанятых, и как можно адаптироваться к новым правилам.
Ограничения для самозанятых с 1 мая 2025 года
До 1 мая 2025 года ремесленники могли свободно продавать косметику и мыло ручной работы на маркетплейсах, в интернет-магазинах и через социальные сети. Многие мастера оформляли свой малый бизнес как самозанятость. Это удобный режим, который предполагает упрощенную подачу отчетности и сниженные налоговые ставки.
С 1 мая 2025 года начинается обязательная маркировка косметики. Это значит, что производители упакованной косметики должны будут наносить на товары коды маркировки. Система маркировки защищает покупателей от контрафакта. Код маркировки служит знаком качества, он подтверждает безопасность продукции. Но по правилам системы «Честный ЗНАК», самозанятые не имеют права заказывать коды.
Упакованная косметика ручной работы по факту оказывается вне закона, даже если ремесленники соблюдают санитарно-гигиенические нормы. С 1 мая 2025 года упакованную продукцию нельзя будет отправлять почтой или службой доставки. Отсутствие маркировки на упаковке приравнивает продукцию домашних мастерских к контрафакту. За пересылку товаров без специальных кодов на упаковке можно будет получить штраф.
Какие товары нужно будет маркировать:
- мыло и другие принадлежности для очищения кожи;
- средства для ухода за волосами;
- средства для макияжа;
- составы для ухода за кожей;
- средства для загара и для защиты от солнца;
- дезодоранты;
- средства для бритья;
- препараты для гигиены зубов и ротовой полости.
После 1 мая 2025 года маркетплейсы могут запретить самозанятым продавцам размещать мыло и косметику, чтобы не стать соучастниками. Продажи товаров через интернет-магазины и соцсети оказываются вне закона, потому что для легальной доставки на упаковке должен быть код.
У самозанятых мастеров остается один выход: продавать продукцию ручной работы на выставках и ярмарках, передавать товары из рук в руки на встречах с клиентами. В этих ситуациях упаковка не требуется, поэтому продавать товары без кодов от «Честного ЗНАКа» разрешается.
Последствия введения маркировки для бизнеса
По статистике маркетплейсов, мыло ручной работы является востребованным товаром. Продажи мыла от мастеров-ремесленников за 2024 год выросли в среднем на 15% на разных площадках. В этой категории товарооборот исчисляется сотнями миллионов. Статистика подтверждает наличие устойчивого спроса на мыло ручной работы. Но ограничения, которые будут введены с 1 мая 2025 года, могут почти полностью уничтожить этот сегмент рынка.
К чему приведет обязательная маркировка:
- Ассортимент натурального мыла и косметики ручной работы на маркетплейсах сократится.
- Некоторые самозанятые закроют бизнес из-за сокращения объема рынка и уменьшения прибыли.
- Некоторые ремесленники примут решение оформить ИП. Этот режим предполагает более высокие суммы обязательных платежей. Как следствие, это приведет к подорожанию мыла и других товаров ручной работы.
Последствия новых требований отразятся не только на ремесленниках, но и на маркетплейсах, и на покупателях. Торговые площадки потеряют часть прибыли из-за отказа от одной из популярных категории товаров. Сокращение количества поставщиков приведет к тому, что многие уникальные решения станут недоступны для широкого круга покупателей. Они будут вынуждены пользоваться товарами от крупных поставщиков.
Что делать самозанятым в 2025 году
Пока неизвестно, пойдет ли Правительство России навстречу самозанятым мастерам, и разрешат ли им заказывать коды маркировки в системе «Честный ЗНАК». Чтобы сохранить свой бизнес, уже сейчас следует выбрать дальнейшую стратегию развития.
Какие варианты есть у самозанятых ремесленников:
- Получить статус ИП, чтобы заказывать коды и торговать на маркетплейсах.
- Продавать готовую продукцию с рук на ярмарках и выставках.
- Найти партнера, который возьмет на себя процесс маркировки. Например, сдавать товары в магазин, который будет вводить их в оборот и отправлять заказы покупателям.
Магазины имеют право маркировать остатки косметики до 1 ноября 2025 года. Но после 1 декабря 2025 года магазинам запрещается хранить и перевозить косметику без кодов маркировки. Если до этой даты Правительство не разрешит самозанятым маркировать готовую продукцию, им придется регистрировать ИП, чтобы сохранить бизнес.