Аналитический департамент ООО Мертех проанализировал рынок складских площадей крупных ритейлеров и планы по их развитию на 2025-2027 год. Большая просьба журналистов и других исследователей этого вопроса при заимствованиях ссылаться на эту статью.
В условиях стремительного роста электронной коммерции, развития экспресс-доставки и трансформации потребительского поведения, логистика становится ключевым фактором конкурентоспособности розничных и технологических компаний. В последние годы крупнейшие игроки на российском рынке — от классических ритейлеров до маркетплейсов и сервисов быстрой доставки — активно инвестируют в создание и расширение складской инфраструктуры, стремясь сократить сроки доставки, увеличить ассортимент и обеспечить устойчивость цепочек поставок.
Эта статья — аналитический обзор логистических стратегий и складских мощностей ведущих компаний: X5 Group, Магнит, Красное & Белое, Яндекс Маркет, Ozon, Wildberries, Купер (экс-СберМаркет), Яндекс Лавка, Самокат и СберЛогистика. Мы рассмотрим:
- масштаб уже действующих логистических активов;
- ключевые проекты на 2025–2027 годы;
- различия стратегий — от мегаскладов до распределённых даркстор-сетей;
- прогнозируемое развитие инфраструктуры на горизонте ближайших лет.
Анализ рынка складских площадей X5 Group в России (2025–2027)
Текущее положение
По состоянию на конец 2019 года, X5 Group контролировала около 40% всех распределительных центров (РЦ) в продовольственном ритейле России, что эквивалентно примерно 3,2 млн м² складских площадей. Несмотря на отсутствие точных данных за 2024 год, известно, что компания существенно расширила географию своего присутствия — в 74 регионах РФ, что указывает на дальнейшее увеличение складского фонда.
Новые проекты на 2025–2027 гг.
X5 Group продолжает активное расширение своей логистической инфраструктуры. В разработке находятся сразу несколько крупных проектов:
Регион | Объект | Площадь | Сроки реализации |
---|---|---|---|
Екатеринбург–Юг | РЦ для сети «Пятёрочка» | 59 тыс. м² | Открыт в марте 2025 |
Подмосковье (Ногинск) | Высотный склад (built-to-suit, ГК «Ориентир») | 50 тыс. м² | 2025–2026 гг. |
Республика Адыгея | Универсальный склад (Romex Group) | ~ | 2025–2026 гг., инвестиции ~7,15 млрд ₽ |
Сургут (ХМАО) | Логистический центр | ~ | Завершение — январь 2026 г. |
Также в 2023–2024 гг. X5 арендовала:
- 30 тыс. м² в Дзержинске (для «Пятёрочки»);
- 10 тыс. м² (для дискаунтера «Чижик»).
Стратегические выводы
Несмотря на отсутствие озвученных целевых показателей по наращиванию складских площадей до 2027 года, очевидна планомерная экспансия логистической инфраструктуры X5 Group. География новых объектов демонстрирует стратегический охват:
- Урал и Поволжье — через Екатеринбургский РЦ;
- Центральный федеральный округ — проект в Подмосковье;
- Юг России — универсальный склад в Адыгее;
- Сибирь и Ямал — центр в Сургуте.
Кроме того, создание "сухого порта" в Екатеринбурге и строительство в ХМАО обеспечат X5 устойчивое покрытие ключевых логистических направлений и возможность обслуживания тысяч торговых точек.
Обзор складской инфраструктуры «Магнита» (2025–2027)
«Магнит» остаётся одним из лидеров в логистике российского ритейла. По состоянию на 2024 год, компания управляет 45 распределительными центрами (РЦ) по всей стране. Несмотря на то, что общая площадь складов не раскрыта, по числу и охвату РЦ «Магнит» превосходит конкурентов.
Новые объекты
Сеть продолжает расти за счёт крупных инвестпроектов:
- Подольск (Московская область) — РЦ площадью 86 тыс. м², ввод в эксплуатацию — до конца 2024 года. Обеспечит поставки для более 400 гипермаркетов и 7000 магазинов «Магнит Косметик».
- Омск — первый РЦ компании в Сибири, площадь 41 тыс. м², открытие — в конце 2025 года, инвестиции составят ~3,12 млрд руб.
Стратегическая роль
Новые центры дополнят существующие мощности и повысят логистическую эффективность. В 2024 году инфраструктура «Магнита» включала >5,7 тыс. грузовиков, и запуск новых РЦ укрепит позиции в Центральном и Сибирском регионах. Особенно важен Омский проект как точка роста в новых географических зонах.
Логистическая экспансия сети «Красное & Белое»: обзор складской инфраструктуры на 2025–2027 годы
Сеть алкомаркетов «Красное & Белое» (бренд компании Mercury Retail) за последние несколько лет стала одним из самых быстрорастущих игроков на российском рынке ритейла не только по числу магазинов, но и по темпам развития складской инфраструктуры.
Существующая логистика: динамика роста
К началу 2022 года в распоряжении сети было 18 складских объектов общей площадью около 340 тыс. м², расположенных в ключевых регионах: Москве, Омске, Ярославле, Краснодаре, Астрахани и других.
В 2021 году были введены новые склады в Омске, Ярославле и Республике Адыгея, а также открыт кросс-док в Астрахани. Это позволило улучшить обработку грузов и транзитную логистику.
В 2023 году добавились ещё три склада, в том числе логистический хаб в Новосибирске. Общее число складов к концу 2023 года составило 21 объект.
Новые объекты и аренда чужих мощностей (2025–2027)
В 2022 году компания заявила о планах увеличить складские площади почти на треть — за счёт аренды складов, освободившихся у других ритейлеров, особенно в секторе электроники. Цель — до 100 тыс. м² новых площадей.
Уже реализованные объекты включают:
- 40 тыс. м² в логопарке «ПФО-Радумля» (Подмосковье);
- Склады в районе Новосибирска;
- 12 тыс. м² в Оренбурге (2023 г.).
В 2024 году К&Б продолжает искать склады под товары длительного хранения — алкоголь, бакалею и непродовольственные позиции. На текущий момент складской фонд оценивается в ~440–450 тыс. м².
Прогноз и стратегия
Mercury Retail не публикует официальные планы по общему объёму складов, но регулярно подчёркивает приоритет логистики в стратегическом развитии. В 2022 году компания проектировала рост вместимости складов на 30% по сравнению с базой.
С учётом уже реализованных и планируемых проектов можно ожидать, что к 2025–2027 годам общий метраж складов превысит 500 тыс. м². Это обеспечит компании устойчивость и гибкость логистики в условиях расширения розничной сети и растущей конкуренции.
Логистическая трансформация «Дикси» в составе Магнита (2025)
Статус и текущие площади
Сеть супермаркетов «Дикси» с 2021 года входит в состав группы «Магнит». В рамках интеграции логистических операций отдельная инфраструктура бренда постепенно поглощается и оптимизируется под стандарты материнской компании.
На текущий момент «Дикси» не развивает собственные распределительные центры. Многие складские объекты, ранее использовавшиеся сетью, признаны неэффективными по современным требованиям. Яркий пример — бывший складской комплекс на Митрофаньевском шоссе в Санкт-Петербурге, площадью около 19 тыс. м². В 2022 году он был выставлен на продажу: его планировка затрудняла использование большегрузного транспорта, и объект признали непригодным для новых логистических целей.
Позднее склад был выведен из оборота и заявлен под редевелопмент. Подобная судьба ожидает и другие активы «Дикси», которые не вписываются в стратегию «Магнита» по логистике.
Новые объекты: дарксторы
На фоне консолидации классических РЦ, компания начала развивать формат дарксторов под брендом «Дикси». Это небольшие логистические точки для сборки и доставки заказов из интернет-магазина.
В январе 2025 года открылся первый даркстор «Дикси» в Москве (район ЮЗАО), площадью 550 м². Объект обслуживает онлайн-заказы с ассортиментом более 5000 SKU, включая готовую еду и повседневные товары.
По информации от «Магнита», в 2025 году планируется открытие до 20 подобных дарксторов в столичном регионе. Они должны существенно ускорить доставку и повысить эффективность онлайн-продаж, особенно в категории продуктов с коротким сроком хранения.
Цели и стратегия интеграции
Отдельные цели по развитию крупных логистических центров для бренда «Дикси» не заявлялись. Основной логистический фокус перенесён на структуры «Магнита». Это означает переход от модели отдельной логистической сети «Дикси» к полной интеграции в централизованную систему ритейлера.
При этом значительное внимание уделяется e-commerce. Запуск 20 дарксторов в Москве станет экспериментом в развитии гибкой и распределённой модели быстрой доставки. Устаревшие склады бренда «Дикси» либо продаются, либо перепрофилируются, а сама розничная сеть продолжает работу как формат магазинов «у дома» в структуре Магнита.
Логистика сервиса «Купер» (2025–2027): малые склады и экспресс-доставка
Текущий формат и инфраструктура
«Купер» — это новый бренд бывшего «СберМаркета», сменивший название в июле 2024 года. Основное направление деятельности — доставка продуктов из магазинов и ресторанов. В отличие от классических ритейлеров, «Купер» изначально не создавал собственные крупные фулфилмент-склады. Вместо этого логистика опирается на дарксторы, партнёрские магазины и точки выдачи заказов.
К лету 2024 года «Купер» начал продвигать себя как сервис экспресс-доставки от 20 минут, что требует наличия компактных складов ближе к покупателям. Такой формат ориентирован на скорость и гибкость, а не на масштабные распределительные центры.
Новые объекты: дарксторы и ПВЗ
«Купер» активно развивает сеть дарксторов в партнёрстве с Metro. К 2023 году работали два ключевых объекта:
- Даркстор в районе Печатники (открыт в 2021 году);
- Даркстор в районе Дубровка (открыт в 2023 году).
Каждый объект занимает около 1000 м², с ассортиментом до 5000 товарных позиций. Эти склады обеспечивают доставку в центр Москвы за 1 час, сократив сроки доставки в несколько раз. Даркстор на Дубровке интегрирован с гипермаркетом Metro: сборщики могут доукомплектовывать заказы напрямую из торгового зала.
В 2024 году после ребрендинга «Купер» объявил о поиске девелоперов для размещения новых складов в регионах по модели build-to-suit. Кроме того, совместно с «Самокатом» начато открытие сети ПВЗ с зонами хранения готовой еды. Первые точки запущены в апреле 2024 года в Москве и Санкт-Петербурге.
Прогноз и целевые ориентиры
Точные показатели по метражу складов или количеству дарксторов в 2025–2027 гг. компанией не раскрываются. Вместо этого делается акцент на улучшение качества сервиса и скорости доставки. Ребрендинг сопровождался позиционированием «Купера» как более «человечного» сервиса с минимальными сроками получения заказов.
К середине 2024 года собственные дарксторы сервиса работают лишь в Москве, но при этом «Купер» уже вышел в 200 городов РФ, подключая локальных партнёров. Можно ожидать, что в ближайшие годы сеть малых складов и ПВЗ будет активно расширяться, особенно в крупных городах, с учётом стратегии экспресс-доставки.
Логистическая стратегия «Яндекс Маркета» (2025–2027)
Текущие объекты и инфраструктура
Маркетплейс «Яндекс Маркет» активно выстраивает федеральную логистическую сеть, ориентированную на быструю и масштабируемую доставку. На начало 2024 года в распоряжении компании находились 7 фулфилмент-центров (ФФЦ) в ключевых регионах — от Подмосковья до Екатеринбурга и Ростова-на-Дону.
Также развиваются сортировочные и транзитные склады, включая объект в Челябинске (1 750 м²) и других городах, которые обеспечивают приём поставок от местных продавцов.
Общая площадь логистической инфраструктуры не раскрывается, однако оценивается в несколько сотен тысяч м². Основные комплексы в Подмосковье (например, «Софьино») занимают десятки тысяч м² каждый.
Новые проекты (2025–2027)
В 2024–2025 гг. «Яндекс Маркет» реализует три масштабных проекта в Казани, Петербурге и Ростове-на-Дону:
- Осиново (Казань): строительство нового ФФЦ на 70 000 м², ввод в эксплуатацию — декабрь 2024, старт работы — 2025. Инвестиции — более 5 млрд руб.
- Санкт-Петербург: аренда склада 64 000 м² в Пушкинском районе. Строительство началось в марте 2025, запуск — сентябрь 2025. Планируемая мощность — до 270 тыс. заказов в день, инвестиции — ~7 млрд руб.
- Ростов-на-Дону: расширение текущего ФФЦ, добавляется новый корпус 20 000 м², что увеличит площадь комплекса до ~47 000 м².
Также продолжается развитие сортировочной инфраструктуры — в 2024 г. открылись новые транзитные склады в ряде городов, включая Южный Урал и Поволжье.
Суммарно только проекты 2024–2025 годов добавят свыше 150 000 м² к текущим мощностям.
Прогноз и цели
Хотя официальных целевых метрик по складским площадям до 2027 года компания не раскрывает, текущие темпы экспансии позволяют оценить будущие объёмы.
С учётом Казани, Петербурга и Ростова общая площадь ФФЦ может превысить 500 000 м² уже в 2025 году. Более того, компания рассматривает запуск новых хабов в Сибири и на Дальнем Востоке, чтобы обеспечить доставку на следующий день по всей территории РФ.
Яндекс Маркет отмечал, что сокращение времени доставки напрямую влияет на рост заказов — по внутренним данным, улучшение логистики способно увеличить продажи на 15% и более. Поэтому дальнейшее расширение складской сети — ключевой элемент стратегии компании.
Логистика «Яндекс Лавки» (2025–2027): дарксторы, франшиза, даркмоллы
Существующая инфраструктура
«Яндекс Лавка» — один из крупнейших сервисов экспресс-доставки продуктов в России. Основу её логистики составляет сеть малых дарксторов — складов-магазинов, закрытых для обычных покупателей. По состоянию на 2024 год Лавка оперирует примерно 500 дарксторами в 9 крупнейших городах страны: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Нижний Новгород, Новосибирск, Краснодар, Ростов-на-Дону и др.
Средняя площадь одного даркстора — 200–300 м², а ассортимент включает от 1500 до 3000 SKU. Это позволяет обеспечить доставку в пределах 15–30 минут в пределах плотной городской застройки.
Новые форматы: даркмоллы и дарккитчены
С 2023 года «Яндекс Лавка» активизировала региональную экспансию через франшизу. В результате к 2024 году сеть выросла до 500 объектов, охватив новые миллионники. Одновременно компания запустила пилоты «даркмоллов» — укрупнённых дарксторов до 500 м² с расширенным ассортиментом и радиусом доставки до 7 км. Первые такие объекты открылись в Москве и Санкт-Петербурге.
Также в 2024 году Лавка начала развивать формат dark kitchen. Внутри дарксторов в Нижнем Новгороде, Краснодаре и Екатеринбурге были открыты кухни для быстрого приготовления блюд бренда «Есть горячее». За счёт дарккитченов ассортимент был расширен на более 90 горячих блюд, готовящихся за 3–5 минут.
Прогнозы и стратегия
Официальные численные цели до 2027 года Яндекс не озвучивал, однако логика масштабирования понятна:
- К 2025 году прогнозируется рост сети до 600–700 дарксторов;
- К 2027 году Лавка может охватить все города с населением от 500 тыс. человек и открыть 2000+ точек (включая франшизу);
- Оценочная суммарная площадь всех дарксторов к 2027 году — 200–300 тыс. м².
Ключевой метрикой остаётся время доставки, а не метраж — каждая точка обслуживает ограниченный радиус, поэтому плотность сети важнее масштабов. Дополнительно сервис усиливает операционную эффективность за счёт дарккитченов и централизованного управления ассортиментом.
Логистическая стратегия Ozon (2025–2027)
Текущий масштаб и структура
Крупнейший маркетплейс Ozon обладает одной из самых развитых логистических сетей в российском e-commerce. По состоянию на октябрь 2024 года, суммарная площадь логистической инфраструктуры компании превышала 2,8 млн м². Это включает как фулфилмент-центры, так и сортировочные склады по всей стране.
Для сравнения: в 2023 году этот показатель составлял ~2,2 млн м², что указывает на активный рост более чем на 27% за год. На начало 2025 года сеть Ozon охватывает десятки логистических объектов в ключевых регионах: Подмосковье, Тверская область, Казань, Новосибирск, Владивосток, Краснодарский край и другие.
Новые объекты и географическое расширение
На 2025–2027 годы заявлено строительство новых хабов в отдалённых регионах:
- Якутск: аренда склада площадью 40 000 м², запуск – второй–третий квартал 2026 г.
- Иркутск: двухфазное строительство логистического комплекса на 104 000 м² – I очередь к 2026 г., II – к 2027 г.
- Калининград: склад полного цикла, ~20 000 м², запуск также в 2026–2027 гг.
Южные регионы также в фокусе: в Адыгее строится второй логистический комплекс в посёлке Энем, с инвестициями 10,5 млрд руб., завершение — в 2025 году. В 2024 году открыты новые склады в Ярославской области, Тюмени и Перми. В совокупности эти объекты расширят охват и позволят доставлять заказы по стране за 1–3 дня.
Цели и прогноз
Хотя официальные цели на 2027 год не опубликованы, динамика роста даёт основание прогнозировать значительное расширение:
- К 2025–2026 гг. суммарная площадь логистики Ozon может достичь 3,5–4 млн м².
- Только иркутский хаб в 104 000 м² — это +4% к текущему объёму.
- Инвестиции в логистику за последние годы превысили 50 млрд руб.
Компания акцентирует внимание на ускорении доставки и расширении ассортимента. По данным компании, это ключевые факторы роста: быстрая доставка обеспечивает рост заказов и конверсии. Возможны будущие проекты на Дальнем Востоке — например, новые склады в Хабаровске или Владивостоке.
Таким образом, к 2027 году логистическая сеть Ozon охватит все федеральные округа, выйдя на уровень нескольких миллионов квадратных метров складской инфраструктуры.
Логистическая экспансия Wildberries (2025–2027)
Текущий масштаб логистики
Wildberries — лидер по объёму складской инфраструктуры в российской электронной коммерции. На декабрь 2024 года компания располагает более 130 логистическими объектами общей площадью свыше 2,5 млн м², включая как фулфилмент-центры, так и сортировочные склады и пункты возврата.
Из этого объёма около 1,5 млн м² — собственные площади, остальное — аренда и строящиеся объекты. Ключевые хабы размещаются в Московской области (включая логопарк «Коледино»), Подмосковье, Краснодарском крае, Подольске, Электростали, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске и др.
В 2024 году компания потеряла один из крупнейших объектов — склад в Шушарах под Санкт-Петербургом (112 000 м²), уничтоженный пожаром. Тем не менее Wildberries компенсирует потери за счёт масштабных инвестиций в строительство.
Новое строительство (2024–2025)
Wildberries запустил крупнейшую в своей истории программу расширения. В 2024 году начато строительство около 2,5 млн м² новых складов, инвестировано более 103,5 млрд рублей.
На этапе проектирования находятся 11 новых логистических комплексов по всей стране:
- Подмосковье: логопарк в Истринском районе на 212 000 м²;
- Владимирская область: действующий центр площадью 176 000 м² (запущен в 2023 г.);
- Красноярск, Челябинск, Уфа, Оренбург, Смоленск, Иваново, Сургут — каждый объект от 100 000 до 270 000 м²;
- Большинство объектов должны быть введены в 1 полугодии 2025 года.
Компания стремится разместить логистические мощности ближе к покупателям, чтобы сократить логистическое «плечо» и ускорить доставку.
Целевые показатели и прогноз
По данным компании, цель — удвоение складского портфеля к концу 2025 года: с ~2,5 млн м² до 5 млн м². Такая динамика подтверждается как масштабом строительства, так и инвестиционной активностью.
На конец 2023 года также сообщалось о проектировании ещё ~2 млн м² логистических мощностей сверх текущего расширения. Если текущие темпы сохранятся, к 2027 году Wildberries может выйти на уровень 7–8 млн м² складских площадей.
Это сопоставимо (или выше) с логистической сетью всех крупнейших конкурентов в совокупности. По словам основательницы Татьяны Бакальчук, все прибыли инвестируются в инфраструктуру, и именно логистика станет основой устойчивого роста компании.
Логистика СберЛогистики и сервиса «Самокат» (2025–2027)
Текущие площади и структура
СберЛогистика — дочерняя компания Сбербанка, занимающаяся доставкой посылок, последней милей и развитием e-grocery-направления. Центральным элементом логистики группы стал сервис «Самокат», который управляет одной из крупнейших сетей дарксторов в России.
На июнь 2024 года сеть «Самоката» включала ~2000 точек в 127 городах. Дарксторы площадью в среднем 200–300 м² работают как склады-магазины без покупателей и обеспечивают экспресс-доставку продуктов. Суммарная площадь этих объектов оценивается в ~300 тыс. м².
Помимо этого, СберЛогистика управляет несколькими сортировочными центрами для посылочного бизнеса и проектами, связанными с «СберМегаМаркетом» (интегрирован в 2024 г. с «Купером»). Однако подробностей по крупным РЦ в открытых источниках немного.
Новое развитие (2025–2027)
Основной вектор — расширение географии «Самоката». В 2021–2024 гг. сеть удвоилась, и в начале 2025 года открылся 2000-й даркстор в Санкт-Петербурге. Темпы роста сохраняются: сервис выходит в средние и малые города, усиливая покрытие даже в уже охваченных мегаполисах.
Хотя «Самокат» не строит централизованные региональные РЦ, развиваются локальные ПВЗ — пункты выдачи с холодильниками и зоной хранения готовой еды. Эти мини-объекты требуют отдельного складского пространства. В 2024 году такие ПВЗ открылись в сотрудничестве с «Купером».
Также в 2023 году было заявлено о запуске нового автоматизированного сортировочного центра Сбера в Подмосковье (без раскрытия точных характеристик).
Целевые показатели и прогнозы
СберЛогистика официально не публикует прогнозы по складским метражам, однако рост «Самоката» позволяет оценить ориентиры:
- К 2025 году сеть «Самоката» может достигнуть 2500 дарксторов;
- К 2027 году возможно расширение до 4000–5000 точек в более чем 150 городах;
- Суммарная площадь складов при этом может удвоиться — до ~0,5 млн м².
В отличие от конкурентов вроде Ozon или Wildberries, ставка делается не на мегакомплексы, а на распределённую сеть небольших дарксторов. Такая стратегия позволяет держать минимальный радиус доставки и соответствовать целевому показателю доставки за 15–30 минут.
Также СберЛогистика продолжает автоматизацию и партнёрство: например, договорённость с Почтой России о совместном использовании сортировочных центров в труднодоступных регионах (Чукотка, Камчатка).
В целом, к 2027 году группа Сбер (включая Самокат) будет располагать одной из самых разветвлённых сетей складской логистики в стране по числу объектов, что обеспечит её лидерство в сегменте быстрой доставки продуктов.
Итоговая часть
Анализ показывает, что разные компании делают ставку на разные модели логистики:
- Ozon и Wildberries наращивают гигантские распределительные центры, формируя федеральные сети с охватом всех округов страны. Их стратегия — централизация, масштаб и автоматизация.
- X5 Group, Магнит и Красное & Белое развивают логистику в рамках торговой розницы, расширяя покрытие регионов и наращивая мощности под конкретные форматы — от гипермаркетов до дискаунтеров.
- Яндекс Маркет фокусируется на технологичной логистике с высокой плотностью заказов, интегрируя сортировку и фулфилмент в ключевых хабах страны.
- Самокат и Яндекс Лавка используют модель распределённых малых складов, ориентированных на минимальное время доставки — особенно эффективную в городах с высокой плотностью населения.
- Купер и СберЛогистика комбинируют e-grocery, last mile и партнёрские точки с акцентом на скорость и широкую географию без строительства мегахабов.
На горизонте до 2027 года ожидается:
- дальнейшее удвоение логистических мощностей крупнейших игроков;
- усиление регионального присутствия в Сибири, на Дальнем Востоке и в малых городах;
- рост числа дарксторов и появление гибридных форматов (например, даркмоллы и дарккитчены);
- и, наконец, сближение моделей e-commerce и традиционного ритейла через логистику.
Таким образом, инфраструктура доставки становится не просто поддержкой, а ядром розничной стратегии. Те, кто выстроит гибкую, масштабируемую и технологичную логистику, получат решающее преимущество в борьбе за клиента в 2025–2027 годах.