Маркетплейс Wildberries выступает в статусе посредника между оферентом (продавцом товара) и акцептантом (покупателем). Торговая площадка служит каналом для продвижения товаров и привлечения клиентов. Отгрузка и доставка товара может выполняться по двум моделям: FBO или FBS. Мы расскажем, что это такое, и какие условия работы для продавцов действуют в 2023 году.
Схемы FBO и FBS на Wildberries — в чем разница?
Аббревиатуры FBO и FBS указывают на схемы фулфилмента. Так называется комплекс операций с момента оформления заказа до выдачи товара покупателю. Две модели работы отличаются по степени вовлечения поставщика в организацию фулфилмента.
Схема FBS (Fulfillment By Seller означает, что поставщик держит товары на собственном складе. В зону ответственности продавца входит упаковка и маркировка товаров. После оформления заказа продавец отгружает товар по адресу приема.
Схема FBO (Fulfillment By Operator) предполагает, что за логистику полностью отвечает маркетплейс. Маркетплейс организует хранение предметов, доставку заказов и прием возвратов. Второе название этой модели работы: FBW (Fulfillment By Wildberries).
Партнеры Вайлдберриз могут работать по комбинированной системе: продавать часть товаров по FBS, а другую часть — по FBO. Настроить схему продажи товаров можно в личном кабинете поставщика WB. Маркетплейс сначала будет оформлять заказы со своего склада. А когда товары на складе закончатся, поставки будут происходить со склада продавца.
Работа по схеме FBO на Wildberries — что это?
Выбор формата сотрудничества FBO снимает с поставщика обязанности, связанные с хранением и доставкой товара. Оферент занимается только управлением продажами на маркетплейсе. В его компетенцию входят следующие вопросы:
- создание карточек;
- работа с каталогом товаров;
- управление ценовой политикой;
- участие в акциях от Вайлдберриз;
- проведение собственных акций;
- продвижение с помощью платных инструментов;
- контроль остатков товаров на складе;
- отгрузка товара на склад маркетплейса;
- анализ статистики по продажам на платформе;
- учет полученной прибыли и расходов;
- ответы на вопросы и отзывы покупателей.
Полный фулфилмент со стороны маркетплейса является платной услугой. За хранение и доставку товаров Вайлдберриз берет комиссию. Тарифная сетка очень гибкая, размер комиссии зависит от правил работы площадки, категории товаров и габаритов предмета.
Работа по схеме FBO: плюсы и минусы
Модель FBO подходит для продавцов, которые предлагают товары с высокой оборачиваемостью. Если товары не залеживается на складе маркетплейса, издержки являются минимальными. Схема подходит для продуктов питания, бытовой химии, повседневной одежды и обуви, детских игрушек и других позиций с высоким спросом.
Преимущества схемы FBO по сравнению с FBS:
- Оферент выполняет меньше рутинной работы.
- Не нужно арендовать большой склад и нанимать дополнительный персонал.
- Доставка по схеме FBO выполняется быстрее, чем по FBS. Скорость поставки становится конкурентным преимуществом.
- Нет штрафов за промедления с поставкой товара на склады маркетплейса или отмену заказа со стороны продавца.
У работы по модели FBO есть и недостатки. Оферент платит комиссию за хранение товаров на складе Вайлдберриз. Чем дольше не покупают товары, тем выше становятся издержки. Продавать по модели FBO недорогие изделия часто бывает невыгодно. В этом случае лучше выбрать работу по схеме FBS.
Когда товары находится на складе маркетплейса, у продавца нет возможности контролировать условия хранения. Есть риск потери качества товаров по вине сотрудников Вайлдберриз. При выцветании или потере маркировки товары становятся обезличенными, в этом случае определить владельца получается не всегда.
Комиссия при сотрудничестве по схеме FBO
Ставки на маркетплейсе Вайлдберриз часто меняются. Поэтому комиссия даже не прописана в договоре с продавцом. Далее мы приведем примеры тарифов, действующих в 2023 году. Уточнить действующие тарифы можно в личном кабинете продавца и на ресурсе поставщиков Wildberries. Цену фулфилмента удобно рассчитывать на бесплатном онлайн-калькуляторе в личном кабинете селлера.
Комиссия за торговлю по схеме FBO
С марта 2023 года действуют одинаковые тарифы на услуги маркетплейса для схем FBO и FBS. Процент зависит от вида товара, а не от выбранной модели работы.
Примеры действующих тарифов ФБО и FBS:
- домашние товары: 19%;
- аксессуары для автомобилей: 17%;
- спортивная одежда: 23%;
- обувь: 20%.
Полная таблица с комиссией за разные товары для FBO и FBS опубликована в личном кабинете селлера.
Комиссия за отгрузку
Стоимость отгрузки товаров на склад Вайлдберриз является плавающей. Она зависит от формата упаковки и тарифов конкретного склада. Базовый тариф: 15 руб. за упаковку объемом 5 л. Каждый литр сверх объема оплачивается по тарифу 1 руб. 50 коп.
Актуальную стоимость лучше уточнять перед отгрузкой. Действующие тарифы указаны в разделе «Поставки», который можно найти в личном кабинете продавца.
Оплата за хранение
Стоимость использования склада Вайлдберриз зависит от трех факторов:
- тип товаров;
- формат упаковки;
- загруженность маркетплейса.
За хранение некоторых товаров на складах маркетплейса нужно платить установленную сумму. Хранение других категорий товаров оплачивается по габаритам. Например, оплата за хранение мужских брюк не зависит от их размеров, а за хранение курток для женщин — зависит.
Хранение товаров оплачивается по разным тарифам. Как пример, на складе Коледино за монопаллету придется заплатить 60 руб. Оплата за хранение короба объемом до 5 литров: 15 коп. Плюс 1,5 коп. за каждый литр сверх базового объема.
Для каждого адреса маркетплейс Wildberries устанавливает правила работы и тарифы. Если маркетплейс мало загружен, то хранение может быть бесплатным. Наиболее загруженные склады не работают с монопаллетами.
Актуальную стоимость хранения на складах маркетплейса при работе по схеме FBO можно проверить в личном кабинете маркетплейса.
Услуги логистики
Оплата логистики зависит от вида товаров. Если для товара действует определенная ставка, тариф зависит только от типа упаковки. При плавающей ставке на цену также влияет адрес склада, куда будет отгружена партия.
Например, цена доставки товаров со склада Подольск: 66 руб за короб до 5 литров и 6,6 руб. за каждый литр сверх базового объема. Стоимость доставки в Казани другая: 32 руб. за короб и 99 руб. за поддон.
Действующие тарифы на логистику по схемам ФБО и FBS указаны в личном кабинете селлера. Зеленый цвет указывает на снижение цены, а красный цвет — на повышенные ставки. По тарифной сетке удобно выбирать адрес для отгрузки.
Если клиент не приходит забирать свой заказ, товары возвращаются в сортировочный центр. За возврат товаров обратно на склад Вайлдберриз также необходимо платить. Ставка является фиксированной и не зависит от схемы работы. Актуальная оплата за возврат составляет 33 руб.
Упаковка и маркировка поставки на Wildberries
В зону ответственности продавца входит организация поставки. Он должен упаковать товар и наклеить этикетки. Поставщики должны выбирать вид упаковки: короб, паллета и индивидуальная тара (для крупногабаритных предметов).
Короб
Маркетплейс Wildberries устанавливает максимальный размер короба:
- длина наибольшей стороны: до 80 см;
- сумма измерений по трем сторонам: до 1 м 40 см;
- вес содержимого: до 25 кг.
Если внутри находятся изделия с одним артикулом, тара называется монокороб. Когда внутри находятся предметы с разными артикулами, тара называется микс короб. Условия и стоимость хранения моно и микс коробов не отличаются. Но формат упаковки обязательно нужно указать на этикетке. Поставлять короба с объемом более 1 кубометра разрешается только на паллетах.
Паллета
Когда на паллете находятся короба с товарами с одинаковым артикулом, она называется микс паллета. Если собрать короба с изделиями с различными артикулами, упаковка будет называться микс паллета.
Вес паллеты не должен превышать 500 кг. Длина одной стороны: не более 80 см. Сумма длин всех сторон не должна превышать 1 м 60 см. Объем паллеты должен превышать 1 кубометр (в ином случае продавец обязан упаковать изделия в короб).
Индивидуальная тара
Для крупногабаритных предметов нужна индивидуальная упаковка. К данной категории относятся изделия со следующими параметрами:
- длина наибольшей стороны: до 1 м 15 см;
- сумма трех измерений: до 2 м;
- масса: до 25 кг.
Продавцы отгружают в индивидуальной упаковке бытовую технику, предметы мебели, спортивные тренажеры и другие крупные вещи.
Как работать с маркированной продукцией
На WB можно продавать маркированные товары по правилам системы «Честный ЗНАК». Если товар нужно маркировать, на этикетке обязательно должен быть код Data Matrix. Если нет, достаточно простой этикетки, оформленной по стандартам Вайлдберриз.
Не позднее, чем за 2 дня после отгрузки маркированных товаров, продавец должен сформировать УПД — электронную накладную. Документ можно оформить в личном кабинете пользователя «Честный ЗНАК». Передача накладной осуществляется по электронному документообороту. Когда маркированные товары будут проданы, коды будут автоматически списаны с баланса.
Оформление поставки по схеме FBO
Поставщик Вайлдберриз может оформить доставку на любой склад. Если склад расположена недалеко, можно отгрузить товар на своем транспорте. Чтобы оформить отгрузку в другой регион, можно выбрать ближайший транзитный пункт. Кроме адреса нужно указать удобную дату и время отгрузки из доступных слотов.
Получить штрих-коды для отгрузки партии можно в личном кабинете поставщика. Для этого нужно ввести:
- штрих-коды товаров;
- число предметов каждого типа;
- формат упаковки;
- количество упаковок каждого типа;
- информацию о маркировке;
- информацию о сроке годности товара.
После заполнения таблицы можно будет скачать шаблоны для наклеек. Если отгрузка выполняется на поддонах, для каждой из них следует напечатать упаковочный лист. В нем нужно указать: номер отгрузки, число поддонов и коробов, адрес и дату отгрузки, информацию про владельца партии. У каждого предмета из оптовой партии должна быть индивидуальная этикетка.
Перед отгрузкой нужно получить пропуск на территорию Вайлдберриз. У каждой грузовой машины должен быть штрих-код с данными водителя. Оформить документы для отгрузки можно в личном кабинете продавца.
Работа с запасами товаров
Когда сотрудники маркетплейса примут оптовую партию, в личном кабинете поставщика появится Акт приемки. Отгруженные товары будут добавлены в каталог Вайлдберриз, и пользователи сайта смогут их заказывать.
В личном кабинете продавец может отслеживать количество продаж, доход с каждой единицы и за период. Важно следить за остатками и своевременно пополнять запасы, чтобы продавать больше и не терять прибыль.
Принтеры этикеток для работы на Wildberries
При маркировке товаров для маркетплейса Вайлдберриз удобно работать с принтером этикеток. Это уменьшает трудозатраты на подготовку товаров к отгрузке. Принтеры печатают липкие этикетки в требуемом формате. Снять этикетку с подложки и приклеить ее можно за несколько секунд.
Для маркировки можно выбрать термопринтер или термотрансферный принтер. С какой техникой работать, зависит от бюджета компании и срока хранения товаров.
Термопринтеры дешевле, чем термотрансферные принтеры. Для работы не требуются расходные материалы. Мы предлагаем термопринтеры MPRINT LP58 и LP80 с шириной области печати 58 и 80 мм соответственно.
Термотрансферные принтеры печатают самые долговечные этикетки. С ними можно работать при длительном хранении товаров на складе. Для печати требуются ленты с красителем (риббоны).
Мы предлагаем термотрансферные принтеры MPRINT TLP100 и TLP300, которые печатают до 10 000 этикеток в день.
Вы можете выбрать и купить принтер для Wildberries на сайте MERTECH. При оформлении заказа на сайте производителя действуют самые низкие цены. Доставка техники проводится по России. Оставьте заявку, и консультант поможет вам выбрать модель принтера для работы.