В 2021 году в России вводится маркировка велосипедов и велосипедных рам. Участникам рынка дан большой срок для перехода на новую систему работы. Поставить на учет немаркированные остатки, которые хранятся на складах, следует до 1 мая 2022 года. В этой статье мы расскажем о правилах и сроках маркировки велотоваров.
Установленные сроки маркировки
В феврале 2021 года было опубликовано постановление Правительства, в котором установлены правила учета велотоваров. Документ регламентирует сроки введения маркировки:
- С 30 июня 2021 г. открывается регистрация бизнесменов в системе «Честный ЗНАК».
- С 1 сентября 2021 г. производители и импортеры обязаны наносить штрих-коды на товары.
- С 1 февраля 2022 г. запрещается продажа изделий без штрих-кодов.
- До 15 марта 2022 г. импортеры обязаны поставить на учет товары, выпущенные таможней до 1 февраля 2022 г.
- До 1 мая 2022 г. у оптовых и розничных магазинов будет возможность поставить остатки продукции на учет.
- С 1 мая 2022 г. за хранение и перевозку немаркированной продукции начнут действовать штрафы.
Установленные сроки определены по итогам эксперимента, который начался 16 сентября 2019 г. и продолжался до 31 мая 2020 г. В пилотном проекте принимали участие 2539 компаний, и было промаркировано 5 182 упаковки товара. Среди них были отечественные и импортные велосипеды, которые прошли весь путь от производителя до покупателя.
В результате эксперимента были отработаны приемы по нанесению штрих-кодов, учету движения продукции, продажам на кассе. Об этом сообщил прессе Кирилл Волков, руководитель товарной группы ЦРПТ «Велосипеды».
Какие изделия нужно будет маркировать?
В России продается около 4-х миллионов велосипедов в год. Значительную долю рынка занимают китайские подделки известных брендов. Ездить на таких велосипедах небезопасно. Обязательная маркировка позволит очистить рынок от подделок. Контрафактная продукция не сможет получить штрих-коды. А любые действия с немаркированными товарами через год будут запрещены.
Обязательная маркировка распространяется на следующие категории велосипедов:
- двухколесные модели для мужчин и женщин;
- трехколесные детские модели;
- велосипедные рамы;
- модели с установленным двигателем;
- модели с коляской.
Прочие запчасти, кроме велосипедных рам, пока не нужно маркировать. Также не требуется маркировать снаряжение для велосипедистов. Когда система учета «Честный ЗНАК» охватит все категории велотоваров, пока неизвестно. Но это должно произойти до 2024 года.
Какой штрих-код будет использоваться?
Для цифровой маркировки велосипедов, как и других категорий товаров, будет использоваться 2D штрих-код DataMatrix. В ходе эксперимента была протестирована маркировка RFID метками. Но представители ЦРПТ отдали предпочтение кодам DataMatrix.
Каждой товарной единице будет присваиваться уникальный код маркировки. В штрих-коде будет зашифрована следующая информация:
- наименование товара;
- название компании-производителя;
- адрес изготовителя товара;
- дата и время производства.
Для считывания кодировки DataMatrix понадобятся 2D сканеры или терминалы сбора данных с 2D считывателем. Проводить проверку штрих-кодов рекомендуется на каждом из этапов движения продукции.
Считывать штрих-код понадобится и при продаже изделия розничному покупателю. Пользователи смогут проверять информацию о товарах в мобильном приложении «Честный ЗНАК».
Как правильно маркировать велотовары?
Штрих-коды рекомендуется наносить на упаковку велосипеда или рамы, либо на товарный ярлык. Разрешено дублировать информацию, наклеивая одинаковые этикетки на товар и на упаковку. Как показала практика, лучшее место для наклеивания этикетки на раме — это подседельная труба.
По результатам пилотного проекта был сделан вывод, что этикетки со штрих-кодами должны быть устойчивыми. Условия хранения и перевозки велотоваров часто оставляют желать лучшего. Для изготовления этикеток со штрих-кодами рекомендуется использовать термотрансферную печать. Термотрансферные принтеры создают этикетки, устойчивые к истиранию, намоканию, действию прямых солнечных лучей.
Для генерации кодов понадобится использовать сайт «Честный ЗНАК». Стоимость эмиссии кодов пока не была озвучена. Стандартная цена эмиссии для других категорий товаров: 50 копеек за один код. После печати и наклейки этикеток понадобится вводить использованные коды в оборот на сайте ЦРПТ.
Подведем итоги
ЦРПТ дает предпринимателям много времени, чтобы подготовиться к обязательной маркировке велотоваров. Производители и импортеры обязаны маркировать велосипеды и рамы с 1 сентября 2021 г. Продавцы смогут поставить на учет остатки до 1 мая 2022 г. Не исключено, что сроки еще будут изменены, как это произошло при введении маркировки обуви и лекарств.